Смерть стартапа: История одного из первых музыкальных стриминговых сервисов Rdio

22 декабря 2015 года закрылся один из первых стриминговых музыкальных сервисов Rdio. Редакция издания The Verge выяснила, что послужило причиной провала стартапа.

«Сейчас мало кто об этом помнит, что первым музыкальным стриминговым сервисом, появившимся в США, стал проект Rdio от бывшей команды Skype», — пишет редактор The Verge.

Компания была основана в августе 2010 года, и изначально предлагала слушать музыку в веб-браузере или в приложении для Blackberry. Пользователь получал доступ к 7 миллионам композиций (для сравнения редакция The Verge приводит современные числа: сейчас стриминговые сервисы в среднем предлагают пользователю доступ к 30 миллионам треков). С самого начала основатели проекта делали ставку на продукт и с осторожностью действовали в области маркетинга и продвижения — это, полагает автор материала, в конечном счёте и погубило сервис.

Как отмечает редакция The Verge, пользоваться приложением было действительно очень приятно — «будто попал в будущее». Его разработка заняла около двух лет, и для запуска был подготовлен продукт, продуманный и отполированный до мелочей. «Спокойные тона в дизайне, простая альбомная сетка — полная противоположность тому, что пользователю приходилось наблюдать, заходя в iTunes». В приложении были реализованы и социальные функции — можно было узнавать, что сейчас слушают друзья, а также получать их рекомендации — в этот раздел попадали альбомы и треки, которые прослушали несколько друзей.

d97bb0b0611bda.jpg

«Основная идея заключалась в том, что лучшие рекомендации пользователи могут получить, узнав, что слушают их друзья. Концепция была построена вокруг этого», — рассказывает руководитель по продукту Rdio Крис Бекерер.

Как оказалось, этого было недостаточно. В конце 2015 года технологию Rdio вместе с несколькими сотрудниками выкупила стриминговая платформа Pandora, а сервис Rdio объявил себя банкротом и закрылся.

Редакция The Verge пообщалась с несколькими бывшими сотрудниками Rdio. Выяснилось, что у команды, разработавшей хороший продукт, многое не получалось в области маркетинга и продвижения сервиса. Rdio был основан на четыре года позже своего конкурента Spotify, которой к августу 2010 года уже привлёк более $80 млн финансирования, и всегда оставался в его тени. К моменту, когда стриминговые сервисы начали привлекать к сотрудничеству музыкальных гигантов, Spotify набрал большую пользовательскую базу, а у Rdio её всё ещё не было.

По словам автора заметки, рекомендательная система Rdio действительно работала хорошо: «Ещё до того, как в США появился Spotify, я слушал музыку в Rdio, и благодаря этой платформе открыл для себя множество исполнителей — как молодых, так и тех, что уже завершили свою карьеру. У системы Rdio была исключительная способность находить то, что мне нравилось».

Spotify — это бесплатный iTunes

Rdio, пишет автор заметки, столкнулся с проблемами в области продвижения в Америке сразу после своего запуска. Уже тогда в США ждали появления Spotify, и Rdio мало кого заинтересовал. Против сервиса сыграла его бизнес-модель: Rdio зарабатывал на контенте, предлагая пользователям только платный вариант подписки. Spotify можно было слушать бесплатно — стартап получал деньги от продажи рекламы.

Бекерер, работавший в то время в Apple, вспоминает, что тогда Spotify часто называли «бесплатным iTunes». «Я говорил им: нет, это потоковый музыкальный сервис. Мне отвечали: «Нет, это бесплатный iTunes! Napster, который мы хотели».

Ещё одна проблема, которая преследовала Rdio — отсутствие постоянного маркетингового руководителя. Ни один из них не задерживался в компании дольше, чем на несколько месяцев. Один из бывший сотрудников Rdio отмечает, что в команде не придавали особенного значения маркетингу. «Это и было началом конца».

Многие работники так же отмечают, что руководство зачатую неэффективно распределяла силы работников. Например, команда довольно долго работала над улучшением алгоритма формирования и отображения списка треков, которые пользователь помечал как те, что он хочет прослушать позднее. «В других сервисах это просто список отмеченных песен. В Rdio им можно было управлять — добавлять только один трек или весь альбом, которому он принадлежит, или настраивать другие параметры. Это не то, на что пользователь обращает внимание при выборе музыкального сервиса — никто бы даже не заметил, если бы мы убрали эту функциональность».

f713fc323c1394.jpg

К 2013 году Spotify удалось привлечь 24 миллиона пользователей, 6 миллионов из которых платили за использование сервиса. Руководство Rdio никогда не раскрывало показатели проекта — «очевидно, похвастать было нечем».

Как отмечает редактор The Verge, именно в 2013 году компания начала рушиться. В этом году Rdio покинул генеральный директор Дрю Ларнер. По словам бывших сотрудников стартапа, он никогда не чувствовал себя комфортно на должности руководителя. «Весь его бизнес-опыт — это, в основном, заключение сделок. Он знал, что компании нужен сильный лидер, который хорошо разбирается в самом продукте и в маркетинге». Спустя месяц из компании ушёл руководитель по продукту. Чуть позже, в ноябре 2013 года стартап сократил треть своего штата.

Разработка Rdio сосредоточилась на радио — команда добавляла всё больше радиостанций и делала ставку именно на них.

«С того самого момента пользователи Rdio терпеливо ждали конца. В приложении появлялось всё больше ошибок, музыка стала загружаться слишком медленно», — пишет The Verge. «В последние несколько месяцев Rdio существовал вопреки всем обстоятельствам, который были против него. Его смерть была лишь вопросом времени», — отмечает один из бывших работников.

«Рынок музыкальных стриминговых сервисов жесток. Большое влияние на него оказывают музыкальные лейблы, которые получают большую часть дохода таких компаний. Единственный способ для стартапов достичь успехов — нарастить огромную пользовательскую базу. Вот зачем Spotify привлёк столько инвестиций», — пишет The Verge.

Команда Rdio поняла это слишком поздно. Компания пыталась стабилизировать свой бизнес с самого начала, хотя ей нужно было заниматься наращиванием пользовательской базы.

©  vc.ru