Российский рынок коммуникаторов, смартфонов и КПК

Группа SmartMarketing объявила итоги традиционного исследования российского рынка беспроводных информационных устройств WID (Wireless Information Devices, то есть смартфоны, коммуникаторы и КПК) за 2007 г.

По итогам периода общий объем продаж на российском рынке WID, согласно оценкам SmartMarketing, составил 2340000 штук (155% относительно показателей 2006 г., 1506000 штук)*.

"В абсолютном выражении безусловный доминант рынка - платформа Symbian OS, она занимает 73,1%. Причиной такого положения вещей, на наш взгляд, является прежде всего бурный рост рынка смартфонов, а также продолжающийся процесс перевода компанией Nokia своих мобильных телефонов на "смартфонную" платформу, - отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing. - Доля рынка Windows Mobile в процентном отношении несколько снизилась - с 36,2% в 2006 году до 26,8% - в 2007 году. Однако не следует забывать, что в абсолютном выражении этот сегмент также ощутимо увеличился. Из новых, интересных тенденций можно отметить рост популярности устройств класса VoIP-КПК на базе Linux, прежде всего от той же Nokia".

Относительно объемов продаж прошлого года, приведенных к данным соответствующих кварталов, рост составил, соответственно, 354% (481000 штук в I квартале 2007 года и 136000 шт. - в I квартале 2006 года), 228% (539000 шт. в II квартале 2007 года и 236000 шт. - в II квартале 2006 года), 124% (556000 шт. в III квартале 2007 года и 447000 шт. - в III квартале 2006 года) и 111% (764000 шт. в IV квартале 2007 года и 687000 шт. - в IV квартале 2006 года).

Темпы роста рынка в квартальном разрезе, как можно видеть, незначительно снизились, что обуславливается накоплением своего рода критической массы. В то же время, есть основания полагать, что сегмент вошел в фазу "стартового плато" перед массированным рывком, причиной которого, как ожидают эксперты SmartMarketing, станут рост рынка замены "обычных" телефонов (в 2008 году ожидается очередной пик цикла обновления), появление и развитие новых платформ и накопление критической массы бизнес-пользователей, нуждающихся в дополнительных возможностях, предоставляемых WID.

В продуктовой структуре устройств WID на долю смартфонов в 2007 году пришлось 72,14%, коммуникаторов - 18,66%, КПК - 9,20%. Доля рынка коммуникаторов незначительно колебалась в течение года (в связи с действием сезонных факторов и конкурентной борьбы производителей), доля КПК, как ни странно, остается достаточно стабильной (можно выдвинуть гипотезу, что причиной такого положения вещей является доминирование именно карманных компьютеров в бюджетных сегментах).

2007 г.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Среднее за год

Смартфоны

70,15%

72,14%

72,37%

74,83%

72,66%

Коммуникаторы

21,48%

18,34%

18,56%

16,47%

18,43%

КПК

8,37%

9,52%

9,07%

8,71%

8,91%

Динамика изменения товарной структуры рынка обусловила изменение расстановки сил в разрезе платформ. В целом платформная структура рынка выглядела в 2007 году следующим образом: 72,5% - Symbian OS, 26,8% - Windows Mobile, 0,5% - Palm OS, 0,2% - другие платформы (в частности, Linux).

Пять крупнейших производителей устройств на базе платформы Windows Mobile по итогам 2007 года (перечислены в алфавитном порядке):

  • ASUS (6,4% в среднем за 2007 год)
  • E-Ten Information Systems (16,64% в среднем за 2007 год)
  • HTC (42,06% в среднем за 2007 год)
  • HP (5,45% в среднем за 2007 год)
  • RoverPC (4,3% в среднем за 2007 год).

Компания HTC остается абсолютным лидером рынка. Компания сумела ощутимо увеличить свою рыночную долю (с 38,1% в I квартале 2007 г. до 47,4% - в IV квартале 2007 года) прежде всего за счет игроков, не входящих в первую пятерку. Следует особо отметить позитивную динамику развития E-Ten Information Systems и ASUSTeK Computer. Эти изготовители теснят лидера рынка компанию HTC и по итогам года составляют ядро кластера "технологические лидеры" в сегменте Windows Mobile.

Положительная квартальная динамика E-Ten Information Systems (13,2% в I квартале 2007 года, 19,4% - в IV квартале 2007 года) связана прежде всего с устойчивыми технологическими позициями, в частности, модели X500+. Позитивный тренд в развитии ASUSTeK Computer (3,1% в I квартале 2007 года, 8,8% - в IV квартале 2007 года) помимо развитого модельного ряда, также обуславливается эффективным каналом продаж. Некоторое улучшение позиций компании HP следует связывать скорее с общим ростом спроса, стимулировавшим активность покупателей из бюджетного сектора (основная часть модельного ряда HP – недорогие КПК).

Структура и расстановка сил среди изготовителей, работающих на других платформах существенных изменений не претерпели. В сегменте смартфонов на базе Symbian OS с подавляющим перевесом лидирует компания Nokia (91,9%), продажи устройств на базе Palm OS остаются спорадическими и их скорее следует относить на счет флуктуаций спроса.

Прогнозы

По итогам 2007 года аналитики группы SmartMarketing прогнозируют сохранение высоких темпов роста рынка. Также следует ожидать увеличения объемов продаж и доли платформы Windows Mobile прежде всего благодаря сектору бизнес-применений. Согласно предварительным оценкам, доля поставок SmartMarketing в корпоративный сегмент на сегодня составляет 15% (с учетом как универсальных решений, так и специализированных систем).

В то же время необходимо отметить рост количества игроков в данном сегменте. С некоторым опозданием относительно Symbian OS, но Windows Mobile трансформируется в стандартную платформу для устройств, ориентированных не только на верхний, но и средний сектор массового рынка.

Существенно возрастет конкуренция, что приведет к снижению цен и началу формирования канала обратной связи, в перспективе способного инициировать существенный рывок в данном сегменте (вероятность чего значительно возрастает, если учесть приближение очередного пика трехлетней волны "рынка замены"). Определенные надежды внушает и выход в сектор Windows Mobile крупнейших игроков мобильного рынка (в частности, Sony Ericsson).

* Абсолютные данные приводятся с округлением до 1 тыс. штук. Приводимые в данном пресс-релизе оценки выведены на основании данных, имеющихся в распоряжении SmartMarketing на момент публикации материала, а также включают в себя уточненные данные предыдущих периодов.

©  @Astera