Российский рынок коммуникаторов, смартфонов и КПК
Группа SmartMarketing объявила итоги традиционного исследования российского рынка беспроводных информационных устройств WID (Wireless Information Devices, то есть смартфоны, коммуникаторы и КПК) за 2007 г.
По итогам периода общий объем продаж на российском рынке WID, согласно оценкам SmartMarketing, составил 2340000 штук (155% относительно показателей 2006 г., 1506000 штук)*.
"В абсолютном выражении безусловный доминант рынка - платформа Symbian OS, она занимает 73,1%. Причиной такого положения вещей, на наш взгляд, является прежде всего бурный рост рынка смартфонов, а также продолжающийся процесс перевода компанией Nokia своих мобильных телефонов на "смартфонную" платформу, - отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing. - Доля рынка Windows Mobile в процентном отношении несколько снизилась - с 36,2% в 2006 году до 26,8% - в 2007 году. Однако не следует забывать, что в абсолютном выражении этот сегмент также ощутимо увеличился. Из новых, интересных тенденций можно отметить рост популярности устройств класса VoIP-КПК на базе Linux, прежде всего от той же Nokia".
Относительно объемов продаж прошлого года, приведенных к данным соответствующих кварталов, рост составил, соответственно, 354% (481000 штук в I квартале 2007 года и 136000 шт. - в I квартале 2006 года), 228% (539000 шт. в II квартале 2007 года и 236000 шт. - в II квартале 2006 года), 124% (556000 шт. в III квартале 2007 года и 447000 шт. - в III квартале 2006 года) и 111% (764000 шт. в IV квартале 2007 года и 687000 шт. - в IV квартале 2006 года).
Темпы роста рынка в квартальном разрезе, как можно видеть, незначительно снизились, что обуславливается накоплением своего рода критической массы. В то же время, есть основания полагать, что сегмент вошел в фазу "стартового плато" перед массированным рывком, причиной которого, как ожидают эксперты SmartMarketing, станут рост рынка замены "обычных" телефонов (в 2008 году ожидается очередной пик цикла обновления), появление и развитие новых платформ и накопление критической массы бизнес-пользователей, нуждающихся в дополнительных возможностях, предоставляемых WID.
В продуктовой структуре устройств WID на долю смартфонов в 2007 году пришлось 72,14%, коммуникаторов - 18,66%, КПК - 9,20%. Доля рынка коммуникаторов незначительно колебалась в течение года (в связи с действием сезонных факторов и конкурентной борьбы производителей), доля КПК, как ни странно, остается достаточно стабильной (можно выдвинуть гипотезу, что причиной такого положения вещей является доминирование именно карманных компьютеров в бюджетных сегментах).
2007 г. | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | Среднее за год |
Смартфоны | 70,15% | 72,14% | 72,37% | 74,83% | 72,66% |
Коммуникаторы | 21,48% | 18,34% | 18,56% | 16,47% | 18,43% |
КПК | 8,37% | 9,52% | 9,07% | 8,71% | 8,91% |
Динамика изменения товарной структуры рынка обусловила изменение расстановки сил в разрезе платформ. В целом платформная структура рынка выглядела в 2007 году следующим образом: 72,5% - Symbian OS, 26,8% - Windows Mobile, 0,5% - Palm OS, 0,2% - другие платформы (в частности, Linux).
Пять крупнейших производителей устройств на базе платформы Windows Mobile по итогам 2007 года (перечислены в алфавитном порядке):
- ASUS (6,4% в среднем за 2007 год)
- E-Ten Information Systems (16,64% в среднем за 2007 год)
- HTC (42,06% в среднем за 2007 год)
- HP (5,45% в среднем за 2007 год)
- RoverPC (4,3% в среднем за 2007 год).
Компания HTC остается абсолютным лидером рынка. Компания сумела ощутимо увеличить свою рыночную долю (с 38,1% в I квартале 2007 г. до 47,4% - в IV квартале 2007 года) прежде всего за счет игроков, не входящих в первую пятерку. Следует особо отметить позитивную динамику развития E-Ten Information Systems и ASUSTeK Computer. Эти изготовители теснят лидера рынка компанию HTC и по итогам года составляют ядро кластера "технологические лидеры" в сегменте Windows Mobile.
Положительная квартальная динамика E-Ten Information Systems (13,2% в I квартале 2007 года, 19,4% - в IV квартале 2007 года) связана прежде всего с устойчивыми технологическими позициями, в частности, модели X500+. Позитивный тренд в развитии ASUSTeK Computer (3,1% в I квартале 2007 года, 8,8% - в IV квартале 2007 года) помимо развитого модельного ряда, также обуславливается эффективным каналом продаж. Некоторое улучшение позиций компании HP следует связывать скорее с общим ростом спроса, стимулировавшим активность покупателей из бюджетного сектора (основная часть модельного ряда HP – недорогие КПК).
Структура и расстановка сил среди изготовителей, работающих на других платформах существенных изменений не претерпели. В сегменте смартфонов на базе Symbian OS с подавляющим перевесом лидирует компания Nokia (91,9%), продажи устройств на базе Palm OS остаются спорадическими и их скорее следует относить на счет флуктуаций спроса.
Прогнозы
По итогам 2007 года аналитики группы SmartMarketing прогнозируют сохранение высоких темпов роста рынка. Также следует ожидать увеличения объемов продаж и доли платформы Windows Mobile прежде всего благодаря сектору бизнес-применений. Согласно предварительным оценкам, доля поставок SmartMarketing в корпоративный сегмент на сегодня составляет 15% (с учетом как универсальных решений, так и специализированных систем).
В то же время необходимо отметить рост количества игроков в данном сегменте. С некоторым опозданием относительно Symbian OS, но Windows Mobile трансформируется в стандартную платформу для устройств, ориентированных не только на верхний, но и средний сектор массового рынка.
Существенно возрастет конкуренция, что приведет к снижению цен и началу формирования канала обратной связи, в перспективе способного инициировать существенный рывок в данном сегменте (вероятность чего значительно возрастает, если учесть приближение очередного пика трехлетней волны "рынка замены"). Определенные надежды внушает и выход в сектор Windows Mobile крупнейших игроков мобильного рынка (в частности, Sony Ericsson).
* Абсолютные данные приводятся с округлением до 1 тыс. штук. Приводимые в данном пресс-релизе оценки выведены на основании данных, имеющихся в распоряжении SmartMarketing на момент публикации материала, а также включают в себя уточненные данные предыдущих периодов.
© @Astera