Смартфоны вместо «мыльниц»

Факт, что компактные камеры, прозванные в конце ХХ века «мыльницами», практически ушли с рынка, и вытеснили их камерофоны — смартфоны со встроенными камерами. Но как им это удалось? Ведь даже в самых современных смартфонах камеры по ряду характеристик проигрывают технически более совершенным компактам.

Когда в мобильных телефонах только появились встроенные камеры, мало кто мог предположить, что они стремительно эволюционируют и победят в конкурентной борьбе с компактными фотокамерами благодаря так называемым несимметричным решениям. В этой статье мы расскажем, как же это случилось.

Фотокамера «на каждый день» должна быть максимально компактной и лёгкой, чтобы всегда сопровождать владельца. В конце ХХ века её роль играли плёночные компакты, «мыльницы», которые тогда были, по сути, единственным популярным гаджетом. На рубеже веков их сменили цифровые компакты, гораздо более удобные для неискушённых фотографов. Параллельно набирали популярность мобильные телефоны, которые начали конкурировать с компактами и претендовать на роль Главного Гаджета. Напрашивался вывод: мобильную связь и цифровую съёмку нужно объединить в одном устройстве.

У разработчиков стали появляться всё новые идеи применения камер в телефонах. В мае 1999 года вышел аппарат VP-210 Visual Phone от компании Kyocera с двухдюймовым цветным (65К) экраном, в который была встроена VGA-камера на 0,11 Мп. Она сохраняла до 20 снимков в формате JPG, а также могла через мобильную сеть отправлять их в e-mail сообщениях или транслировать со скоростью двух кадров в секунду при видеосвязи. Это была первая фронтальная камера в мобильном телефоне, которая заложила основу для мобильных видеоконференций и съёмки сэлфи.

Смартфоны вместо «мыльниц»

В июне 2000 года компания Samsung встроила в заднюю крышку телефона SCH-V200, оснащённого полуторадюймовым TFT-LCD-дисплеем, фотомодуль с разрешением чуть больше VGA (0,35 Мп). Память объёмом 1 МБ вмещала до 20 снимков, режим макросъёмки позволял фотографировать текст.

Смартфоны вместо «мыльниц»

Однако, камера практически не взаимодействовала с телефонной частью, и передать снимки из памяти можно было только через кабель при подключении к ПК. Такое решение казалось не слишком привлекательным.

Несимметричный удар камерофонов

Появившийся в ноябре 2000 года в Японии телефон Sharp J-SH04 с камерой, оснащённой CMOS-сенсором с разрешением 0,11 Мп, в отличие от упомянутого аппарата Samsung, вызвал фурор. Ведь снимки можно было не только записать в выделенные для этого 200 кБ памяти, но и увидеть на TFT ЖК-дисплее и даже через сеть мобильного оператора J-Phone отправить по e-mail. Именно поэтому J-SH04 принято считать первым настоящим камерофоном. Рядом с объективом находилось небольшое зеркальце, помогавшее снимать лицо. Новая забава — съёмка собственного портрета с последующей его отправкой друзьям — стала очень популярной в Японии и на рубеже веков заложила основу традиции сэлфи-съёмки.

Смартфоны вместо «мыльниц»

Вплоть до 2003 года в камерофонах самое распространённое разрешение сенсоров — VGA (640×480 пикселей). Этого ещё не хватало для качественной съёмки портретов, пейзажей и текстовых страниц. При этом, уже с 2000-го года на рынке было представлено множество цифровых компактов с сенсорами разрешением 2 Мп (форм-фактор ½,7ʺ) и даже 3 Мп (сенсор форм-фактора 1/1,8ʺ). Поэтому ни о какой конкуренции по качеству снимков речь идти не могла, и «мыльницы» могли спокойно почивать на лаврах.

Смартфоны вместо «мыльниц»Типичный снимок с камерофона с разрешением VGA Смартфоны вместо «мыльниц»Образец снимка с двухмегапиксельной «мыльницы»

В конце 2002 года в США абоненты мобильного оператора Sprint приняли у японцев эстафету и с помощью телефона-раскладушки Sanyo SCP-5300 с VGA-камерой (0,3 Мп) и сервиса для скачивания, хранения и отправки изображений SprintPictureMail принялись с энтузиазмом отправлять друг другу фотографии. В упомянутом телефоне стоял основной цветной (65К) TFT-экран на 2,1 дюйма, а снаружи — дополнительный (96×64, 65К), который использовался при съёмке как видоискатель. Камера могла записать до десятка снимков с разрешением 640×480 пикселей. В ней также был цифровой зум (до 16х), макрорежим, автотаймер, экспокоррекция, шесть пресетов для баланса белого и фильтры эффектов.

Смартфоны вместо «мыльниц»

Когда в моду вошла сэлфи-съёмка, по позициям компактных камер был нанесён первый существенный удар. Дело в том, что в камерофонах изначально применялись широкоугольные объективы, позволяющие снимать автопортреты с расстояния вытянутой руки. У «мыльниц» подходящих для этого объективов в ту пору не было, к тому же, для съёмки автопортретов компакты не предлагали удобных средств визуального контроля.

Смартфоны вместо «мыльниц»

Борьба за качество

К 2004 году телефоны почти догнали большинство компактов по разрешению и физическому размеру сенсора. Например, в камере телефона Samsung SCH-S250 был установлен пятимегапиксельный сенсор форм-фактора ½,5ʺ (т.е. того же размера, что и в компактах), а фокусировка на разную дистанцию устанавливалась переключателем. В аппарате было 92 МБ встроенной памяти, которая расширялась картой RS-MMC (на 32 МБ). Для визирования использовался двухдюймовый TFT-экран с разрешением 320×240.

Смартфоны вместо «мыльниц»

Смартфоны вместо «мыльниц»

В 2005 году компания Sony Ericsson внесла свой вклад в качество мобильной съёмки, предложив телефон K750i, двухмегапиксельная камера которого была впервые оснащена автофокусом, а также LED-вспышкой. В то же время компания Nokia совершила прорыв в качестве оптики для камерофонов, выпустив модель-трансформер N90 с поворотным экраном и блоком камеры так же на 2 Мп с автофокусом и LED-вспышкой, но в которой стояла оптика Carl Zeiss. В 2006 году за ней последовала N93 похожей конструкции с 3,2-Мп камерой, где стоял объектив Carl Zeiss с троекратным оптическим зумом — впервые для камерофонов. В том же году Nokia представила модель N73, впервые с двумя камерами — основной на 3,2 Мп и фронтальной с VGA-разрешением. Теперь камерофоны могли делать не только вполне приличные фотографии, но и поддерживать качественную видеосвязь, чего в принципе не могли предложить цифровые «мыльницы».

Смартфоны вместо «мыльниц»

Ещё годом позже (в 2007) компания Nokia, ставшая одним из лидеров телефоностроения, представила модель-слайдер N95 с двумя камерами, где в основной использовался пятимегапиксельный сенсор, автофокус и оптика Carl Zeiss. Такой техникой уже можно было делать качественные фотографии наиболее распространённых жанров: портрет, пейзаж, макросъёмка. Но в это же время довольно много «мыльниц» обладали сенсорами с разрешением 12 Мп (форм-фактор 1/1.7ʺ) и cветочувствительностью ISO до 1600, а основная масса имела сенсоры 7–8 Мп форм-фактора ½,3ʺ.

Смартфоны вместо «мыльниц»

Смартфоны вместо «мыльниц»

Смартфоны вместо «мыльниц»

Смартфоны вместо «мыльниц»

Камерофонам, чтобы претендовать на роль основного фотографирующего устройства, нужно было срочно догонять, и они активно включились в «гонку мегапикселей». В 2008 году в телефоне Samsung i8510 (INNOV8) впервые появилась 8-Мп камера, а в телефоне LG Renoir с аналогичной камерой, впервые был установлен ЖК-экран с функцией тачскрин. В 2009 году камерофон Samsung M8910 Pixon12 был оснащён уже 12-Мп камерой и 3,1-дюймовым экраном (480×800). В 2010-м камера телефона Nokia N8 обладала сенсором форм-фактора 1/1,83ʺ с разрешением 12 Мп и четырёхэлементным объективом Carl Zeiss, а также 3,5-дюймовым AMOLED экраном (360×640) и поддержкой карт памяти microSD.

Смартфоны вместо «мыльниц»

Смартфоны вместо «мыльниц»

В том же году появился Sony Ericsson S006 с сенсором на 16 Мп, правда, форм-фактора ½,8ʺ.

Несимметричный ответ: второе дыхание

С конца 2010 года у камерофонов, теперь именуемых смартфонами, появился шанс более активно бороться за звание главного гаджета для фотосъёмки. Произошло это, конечно, и благодаря повышению технического уровня камер, и возросшей производительности процессоров, но в большей степени — возникновению таких ресурсов, как Instagram. Эта социальная сеть быстро набрала популярность в 2011 году после появления смартфонов iPhone 4 и 4S с качественной 5- и 8-мегапиксельной камерой соответственно.

Смартфоны вместо «мыльниц»

Возможность быстро сделать снимок, обработать его фильтром и выложить в открытый доступ сделала смартфоны более привлекательными средствами фотосъёмки, чем компактные камеры для огромного числа пользователей. Вот тут-то мобильные гаджеты и начали по-настоящему активно теснить «мыльницы». В 2012 году число пользователей Instagram резко выросло благодаря появлению версии приложения для Android, а в 2013-м к ним добавились и пользователи winфонов. Также не стоит забывать про другие соцсети, ведь с повышением уровня фронтальных камер всё быстрее нарастала популярность сэлфи-съёмки.

Смартфоны вместо «мыльниц»Смартфоны вместо «мыльниц»Смартфоны вместо «мыльниц»

Итак, резкий рост популярности социальных сетей и сэлфи-движения привели к резкому падению спроса на «мыльницы». Их производители пытались контратаковать, снабжая свои камеры модулями Wi-Fi, но этого было явно недостаточно, чтобы вернуть к ним интерес. А впереди ждали новые потрясения и окончательная сдача позиций.

Дополнительную привлекательность мобильной съёмке неуклонно добавляли творческие функции постоянно развивающихся приложений, как встроенных в смартфоны, так и созданных сторонними разработчиками. Они позволили с минимальными затратами достигать сложных художественных результатов, которые либо очень хлопотно получить при съёмке «мыльницами», либо требуют кропотливой работы со снимками в фоторедакторах на ПК. В качестве примеров, упомянем панорамную съёмку, получение снимков с размытым фоном (малая ГРИП), качественную проработку всех тонов высококонтрастных сюжетов при помощи функции HDR, наложение фильтров с различными эффектами и т.п.

Новый виток борьбы технологий

В какой-то момент камерофоны сравнялись с компактами по оснащению сенсорами и даже начали их превосходить (вспомним хотя бы камеры Nokia 808 PureView и Lumia 1020 с 41-Мп сенсорами).

Смартфоны вместо «мыльниц»

К тому времени смартфоны также получили такие технологические нововведения как продвинутые системы фокусировки и управления ГРИП (в т.ч. при помощи двух камер), оптическая система стабилизации, двойные LED-вспышки с регулировкой цветовой температуры и др. Одним словом, смартфоны научились качественно и эффектно снимать, да так, что мобильные снимки смогли участвовать в престижных фотоконкурсах.

Однако при всех перечисленных достоинствах камерофоны не стали универсальными фотодевайсами и продолжали проигрывать «мыльницам» из-за невозможности приближать объекты (например, чтобы снимать лицевые портреты без перспективных искажений или какое-то интересное действие, происходящее на удалении от фотографа). А всё потому, что у них не было оптического зума — только широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием.

В 2012 году появилось сразу несколько гибридных устройств, объединяющих в одном корпусе Android-смартфон и полноценную фотокамеру с зум-объективом: Polaroid SC1630 Smart Camera, Nikon Coolpix S800c и Samsung Galaxy Camera. Первые два вендора этим и ограничились, а Samsung продолжил выпуск «комбайнов»: Galaxy Camera 2, Galaxy S4 zoom, Galaxy K Zoom. Это нивелировало последнее преимущество «мыльниц», но ещё не убило их окончательно.

Смартфоны вместо «мыльниц»

В 2013 году и позже появились ещё более интересные и «убийственные» (для мыльниц) решения — внешние беспроводные камеры с зум-объективами: Sony Cyber-shot DSC-QX10 и DSC-QX30 (сенсор ½,3ʺ), DSC-QX100 (сенсор 1ʺ). Кроме того, вышли фотомодули с большими сенсорами и байонетами под установку объективов для беззеркальных (и других) камер: Sony Alpha QX1 (APS-C) и Olympus Air A01 (Four Thirds).

Смартфоны вместо «мыльниц»

Что ждёт камерофоны в будущем?

В 2014 году компания Panasonic продолжила развитие ветки гибридов, выпустив Android-устройство Lumix DMC-CM1 c большим дюймовым сенсором и фикс-объективом Leica. Не исключено, что подобные устройства будут появляться и впредь.

Смартфоны вместо «мыльниц»

Некоторые производители пошли по пути усиления фотофункций смартфонов при помощи дополнительных внешних модулей несколько другого характера, чем внешние камеры. Вспомним, хотя бы, заявленный в 2014 году чехол Relouch с сенсором и объективом, предназначенный для iPhone 5 и 6. Или совсем свежий пример — фирменный чехол Samsung Lens Cover с резьбовым креплением для съёмных объективов, предназначенный для смартфонов Galaxy S7 и S7 Edge.

Источник:  4pda.ru


©  4PDA