Смартфоны станут аксессуарами

Колонка редактора vc.ru о том, зачем компании создают голосовых помощников и «умные» колонки.

Почему смартфоны больше не удивляют

Ежегодно в феврале в Барселоне проходит крупнейшая выставка мобильных технологий — Mobile World Congress. Производители смартфонов — LG, Samsung, Sony, Huawei, Xiaomi — стараются представить свои новые устройства именно на этом мероприятии.

Однако самым ярким анонсом MWC 2017 стал кнопочный телефон Nokia 3310. Об устройстве, которое ничего не умеет делать, кроме как звонить и отправлять SMS, написали все мировые издания, а блогеры снимали подробные обзоры о функциональности Nokia 3310.

0878c5a8e2a799.jpg
Nokia 3310

Понятно, что никто из тех, кто обсуждал новинку, не собирался её покупать — если только ради забавы. Однако столь бурная реакция по поводу модели из прошлого есть ничто иное, как показатель застоя в индустрии смартфонов.

Рынок смартфонов напоминает рынок традиционных автопроизводителей, которые из года в год выпускают одни и те же машины в разных корпусах, но всё с тем же двигателем внутреннего сгорания, четырьмя колесами и рулем для водителя. Всё, что они делают — шаг за шагом улучшают компоненты, из которых состоит машина: делают двигатели эффективнее, салон комфортнее, фары ярче, багажник просторнее.

Так же и производители смартфонов каждый год улучшают составляющие своих устройств. Уже очевидно, что экран смартфона будет занимать почти всю лицевую панель, аппарат станет тоньше и легче, его камера будет делать еще более качественные снимки — возможно, даже в формате 3D.

Ажиотаж журналистов и обывателей к новым смартфонам постепенно снижается. Редактор The Verge Влад Савов утверждает, что причина в том, что конкуренция на рынке стала настолько жёсткой, что ни одно устройство нельзя назвать однозначно лучшим.

iPhone, который можно «убить», больше нет — теперь вокруг одни только «айфоны», большие и маленькие, дорогие и относительно дешёвые.

Влад Савов, редактор The Verge

Вероятно, это происходит еще и потому, что смартфоны стали таким же привычным устройством, как кофеварка на кухне. Покупатели уже не интересуются техническими характеристиками новых смартфонов — все они достаточно надежные, вполне мощные и с хорошими яркими экранами.

Однако кажущаяся стабильность на рынке заставляет крупные ИТ-компании думать о следующем шаге в развитии персональных устройств. Это заметно и по последним презентациям Microsoft и Samsung, которые начинались с длинных программных речей руководителей: о том, как изменится индустрия и как будет выглядеть экосистема устройств пользователя в будущем.

Смартфон столкнулся с теми же проблемами, что и компьютер

Доступность и универсальность смартфонов привела к тому, что они заменили многим пользователям компьютеры и стали их новыми цифровыми хабами: при помощи телефона мы делаем, обрабатываем, храним и публикуем фотографии, отвечаем на сообщения, потребляем и генерируем контент. Да, мы храним часть контента в «облаке», однако в большинстве случаев речь идет лишь о папке на Dropbox.

Samsung предлагает даже док-станцию для смартфона, при помощи которой можно подключить к S8 монитор, клавиатуру и превратить его в компьютер.

7f39b3bb3a94ca.jpg

Однако и без док-станции смартфон стал центром для подключения всех устройств — только теперь вместо проводов мы используем Bluetooth и Wi-Fi. Например, в мой iPhone постоянно «вставлены» Apple Watch, наушники AirPods, дома я подключаю музыкальную колонку, а в дороге GoPro.

75462b7127a23e.jpg
Цифровой хаб пользователя в 2000 году
7b55b83f838c29.jpg
Цифровой хаб пользователя в 2017 году

iPhone стал тем же компьютером со связкой невидимых проводов и занял роль нового цифрового хаба пользователя. Всё бы ничего, но такая жесткая привязка к смартфону стала ограничивать развитие других «умных» устройств, которые без прямого подключения к интернету становятся бесполезными: часы, наушники, колонки.

Бум голосовых помощников и колонок

Распутать этот клубок производители пытаются при помощи альтернативных сценариев взаимодействия с пользователями. Главную ставку они делают на голосовые помощники.

Причин несколько: ассистента можно встроить практически в любое устройство, которое тут же становится «умным», у него простой интерфейс, а из обязательных требований — только постоянное подключение к интернету.

cf1f91d3f7e656.jpg
«Умная» колонка Google Home. Предполагают, что подобное устройство представит и Apple на конференции WWDC в июне 2017 года

Однако главное преимущество ​«умных» помощников — универсальность. Они делают взаимодействие бесшовным — вне зависимости от того, спрашиваете ли вы часы, компьютер, телефон. Устройства лишь служит мостом между пользователем и его «облаком».

Следствие развития голосовых помощников — бум «умных» колонок, которые скоро появятся практически у всех ИТ-компаний. Интерес к ним связан в первую очередь с тем, что индустрия наконец нашла новый способ взаимодействия с пользователем — в обход смартфонов, компьютеров и планшетов, напрямую к «облаку».

Цифровой хаб для устройств

Таких «умных» устройств как Google Home или Amazon Echo будет становиться всё больше. «Умными» станут AirPods, которые смогут без iPhone напрямую подключиться через мобильную сеть к «облаку»: вы сможете отвечать на звонки, отправлять сообщения, читать почту и новости, взяв с собой только наушники. «Умным» станет автомобиль, который не нужно будет синхронизировать с телефоном. «Умной» станет экшн-камера GoPro, которая научится сохранять снимки напрямую в «облако». «Умными» будут часы, которые работают независимо от смартфона.

Вся экосистема пользователя перестанет зависеть от одного устройства. Новым цифровым хабом должно стать персональное «облако», которое будет не только хранить контент пользователя — оно станет хабом для подключения различных инструментов: компьютеров, планшетов, музыкальных колонок, машин, наушников.

Растущая роль голосовых интерфейсов в сценариях работы с приложениями приводит к тому, что разработчики уже создают не приложения для iPhone или iPad, Apple Watch или macOS, Android или Windows. Они переходят к разработке решений для «облака» пользователя, с которым он может взаимодействовать любым удобным способом: при помощи голоса, бота в чате или экранного интерфейса.

Такие компании как Apple и Google станут продавать пользователям не устройства, а доступ к «облаку» и инструменты для взаимодействия с ним. Только в этом случае смартфоны перестанут играть ключевую роль: вполне можно будет обойтись для ежедневных задач связкой iPad и AirPods или Apple Watch и AirPods.​

«Умная» колонка — первый и наиболее простой способ технической реализации этой концепции: в любой квартире есть Wi-Fi и розетка. Однако когда речь идет о персональных мобильных устройствах, которые нужно подключить напрямую к интернету минуя смартфон, возникает множество нерешенных технологических и инфраструктурных проблем.

Индустрии предстоит отказаться от SIM-карт, которые сейчас служат основным способом идентификации пользователя у операторов связи, разработать энергоэффективные LTE-модули, которые можно встроить даже в AirPods, создать экосистему для разработчиков, которые смогут писать приложения для «облаков».

Застой на рынке смартфонов в ближайшее время превратится в гонку за персональными «облаками». И, кажется, нас ждет очередная революция.

©  vc.ru