Смартфоны снижают речевые способности человека
Чрезмерное «общение» со смартфоном ведет к снижению речевых способностей человека. Как ни странно, но устройство, изначально предназначенное для общения, может привести к снижению столь ценимой в современном мире коммуникабельности. Может быть, именно поэтому смартфоны детям и не рекомендуют покупать. Таков вывод ученых из Virginia Tech, как кратко называют Политехнический институт и государственный университет Вирджинии. Профессор психологии Virginia Tech Шалини Мисра отмечает не слишком приятную тенденцию:
Когда люди сосредоточили свой разум на телефонах, теряются речевые тонкости, такие как выражение лица и изменение тона. <…> Огромные сети и мимолетные коммуникации с людьми, которые физически находятся в другом месте, превращают смартфон в портал.
Смысл происходящего таков: человек находится в потоке информации, поиске общения и теряет способность сосредоточиться на деталях. Вместо нескольких близких друзей у него могут быть сотни сетевых «френдов». Все происходит слишком быстро и становится некогда следить за интонацией.
У многих вошло в привычку постоянно проверять свои телефоны, и люди стали предпочитать виртуальное общение личному. Это было проверено профессором Мисрой и ее научной группой в ходе посещения кофейни.
Ученые обнаружили, что многие посетители, пришедшие с парой или в небольшой компании, каждые три — пять минут проверяют свои телефоны и всегда кладут их на столе возле себя.
Получается, что даже те люди, которые как будто находятся в окружении друзей, на самом деле погружены в виртуальный мир. Это снижает зрительный контакт. Результаты проведенного исследования были опубликованы в журнале «Environment and Behavior».
Следует отметить, что это уже не первый случай, когда специалисты в области человеческой психики проявляют тревогу в связи с избыточным увлечением пользователями своими смартфонами. Совсем недавно сингапурские психиатры выразили обеспокоенность зависимостью молодежи от умных телефонов. В этой стране даже проводится специальная кампания, которая предлагает юным сингапурцам переключить внимание на друзей, на тех, кто находится рядом.
А в Японии подростков хотят вновь приучить спать по ночам и отдавать свои смартфоны на ночь родителям. Эта мера носит рекомендательный характер, но она указывает на наличие проблемы, о которой все чаще и чаще говорят ученые.
Потребность постоянно проверять телефон выражена у многих людей, особенно молодых. Именно в молодости хочется как можно больше общаться. И смартфон удовлетворяет это желание. Он расширяет круг общения и… сужает общение с близкими.
Общение, зачастую текстовое, ведется односложными фразами, специальными краткими словечками. Все это обильно «приправлено» смайликами. Человеку не приходится больше стараться выразить свою мысль. Существует уже сформировавший «словарь» и, пользуясь им изо дня в день, человек обедняет свою речь. Он больше не способен выразить словами всю гамму чувств. Зачем? Ведь художники позаботились об обилии смайликов.
Так день за днем люди постепенно привыкают к новому быстрому и мимолетному формату общения, забывая даже как вести неспешные беседы. Перестают ценить мгновения общения. Впрочем, это лишь одна из возможных точек зрения.
С другой стороны, смартфон способствует повышению технической грамотности молодежи. И, главное, дает им доступ к информации на любую тему. А уж как человек воспользуется этой возможностью, зависит только от него. Будет ли искать новые знания или предпочтет ограничиться сетевыми «заменителями эмоций». И это зависит только от человека и ни от кого другого. Технические средства только расширяют список доступных человеку полезных и приятных занятий. А уж что сам пользователь считает полезным и приятным — решает он сам.
Ведь не так давно смартфонов не было вообще. Что не мешало многим часами сидеть у экранов своих телевизоров, бесконечно слушать музыку на кассетных магнитофонах, а потом и играть в компьютерные игры, в ту пору не столь реалистичные, как сегодня.
А по вашему мнению, как влияет смартфон на коммуникабельность человека? Положительно или отрицательно?