«Слишком рано писать некролог для двигателя внутреннего сгорания»

The New York Times о том, какие факторы могут повлиять на то, что электрокары не станут популярны в ближайшие десятилетия.

9f014e2ec810e0.jpg

Вопреки расхожему мнению о том, что электрические автомобили не будут востребованы в течение нескольких десятилетий из-за ценовой политики и зависимости от государственных субсидий, многие аналитики считают эти утверждения устаревшими, пишет журналист The New York Times Брэд Плюмер.

Научно-исследовательская группа ожидает снижения цен на электрокары за счёт более дешевых батарей и активной поддержки государств стран Европы и Китая по продвижению автомобилей с нулевым уровнем выбросов в окружающую среду.

Брэд Плюмер

Журналист ссылается на исследование Bloomberg, в котором авторы прогнозируют рост конкурентоспособности гибридных автомобилей по сравнению с традиционными машинами к 2025–2030 годам, не принимая в расчет субсидии и экономию топлива. После этого массовое внедрение электроавтомобилей будет протекать активнее, полагают эксперты.

d30d76e285b658.jpg

«Наш прогноз не зависит от стран, которые придерживаются новых жестких стандартов или политики в области климата, — говорит Колин Макерачер, руководитель транспортной аналитики Bloomberg. — Этот экономический анализ основывается на ситуации, когда стоимость электрических транспортных средств достигнет паритета. Тогда произойдет реальный сдвиг в этом направлении».

Макерачер уверен, что если его прогноз подтвердится, то изменения коснутся не только автомобильной промышленности, нефтяных рынков, но и проблемы глобального потепления.

Зарядка батареи

0f61ca1cfb605e.jpg

В 2016 году гибридные автомобили составляли менее 1% продаж новых легковых автомобилей во всем мире и сдерживали высокие первоначальные затраты. Chevrolet Bolt, выпускаемый крупной автомобильной компанией General Motors, продается по цене около $37,5 тысяч без федеральных налоговых льгот. Немногие потребители заинтересованы в гибридах с ценами на бензин около $2 за галлон​.

Брэд Плюмер

Плюмер пишет и о будущих изменениях. Так, Tesla и Volkswagen собираются производить более миллиона электромобилей в год к 2025 году. В июле компания Volvo объявила, что будет поэтапно отходить от традиционного двигателя внутреннего сгорания, а новые модели, начиная с 2019 года, будут либо гибридами, либо полностью электрокарами.

В статье The New York Times приводятся и утверждения скептиков. Например, крупнейшая нефтяная компания ExxonMobil озабочена тем, что электроавтомобили могут создать собственные бизнес-модели.

Компания по-прежнему ожидает медленный рост продаж электрокаров: только 10% новых продаж в США к 2040 году, что не окажет особого влияния на мировое использование нефти. Независимое агентство в составе федеральной статистической системы США (EIA) также прогнозирует медленный рост.

Журналист считает прогноз Bloomberg более агрессивным: «Компания утверждает, что гибриды и электромобили будут составлять 54% новых продаж легковых автомобилей по всему миру к 2040 году и продаваться лучше, чем их аналоги с двигателем внутреннего сгорания».

Причина? Батареи. С 2010 года средняя стоимость литий-ионных аккумуляторов снизилась на две трети — примерно до $300 за киловатт-час. В исследовании Bloomberg прогнозируется падение стоимости до $73 к 2030 году без каких-либо существенных технологических прорывов, благодаря таким компаниям, как Tesla, которая увеличивает производство батарей на больших заводах, оптимизирует их конструкцию и улучшает химический состав​.

В течение следующего десятилетия, согласно исследованию, электромобили будут зависеть от государственной поддержки и получения права на продажу в Европе, Китае и Калифорнии. Однако электрический транспорт вскоре может обрести самостоятельность на рынке ввиду разнообразия моделей и снижения их стоимости.

К сожалению, этот результат нельзя гарантировать с полной уверенностью. Правительства могут сократить стимулирование раньше, чем гибридные автомобили станут полностью конкурентоспособными — многие государства уже взимают налог на электромобили.

В десяти штатах США на электрокары и гибриды введён налог, который представляет собой аналог топливного сбора. Его размер колеблется от $43 до $300. Это связано с тем, что часть топливного налога уходит на содержание дорог и развитие инфраструктуры, и до сих пор обладатели электрокаров практически бесплатно пользовались этими благами. Сейчас правительство США активно занимается решением этого вопроса.

Плюмер уверен, что производители аккумуляторных батареек вскоре столкнутся с нехваткой материала или производственными проблемами, которые помешают снизить издержки. Сейчас причина успеха новой модели Tesla заключается в наличии литий-ионных батарей, стоимость каждой из которых составляет $45 тысяч.

«Кроме того, непредвиденный сбой технологии, например, повсеместное возгорание аккумуляторных батарей, может остановить весь процесс», — поясняет автор.

​Мы были консервативными в подсчетах, которые касаются стоимости батарей, и не видим проблем в том, чтобы электрокары стали конкурентоспособными по стоимости в скором времени.

Колин Макерачер, руководитель транспортной аналитики Bloomberg

Потенциальные неудачи

По мнению экспертов, на которых ссылается The New York Times, снижение стоимости батареи — не единственный фактор популяризации электромобилей.

Исследователи доказали, что электромобиль имеет достаточный запас для многих ежедневных поездок. Но потребительскую психологию по-прежнему трудно предсказать. Кроме того, авторы отчета не ожидают, что электрокары будут пользоваться спросом на рынке грузовых автомобилей.

d3e2484bfffb61.jpg

Стойки зарядки для электромобилей — еще одна потенциальная проблема. В городах уже строят тысячи общественных зарядных станций, и Tesla работает над уменьшением времени полного заряда батареи. Но зарядка электрокара по-прежнему занимает больше времени, чем заправка обычного автомобиля.​

Плюмер отмечает, что многие владельцы заряжают свои машины ночью в гараже, но это может оказаться проблемой для людей, которые живут в городах и паркуют свои автомобили на улице.

В таком случае в будущем и гибридные автомобили могут испытывать сложности из-за плотной городской застройки. А дальнейшее развитие инфраструктуры способно замедлить рост электромобилей после 2040 года. Еще одним потенциальным препятствием могут оказаться сами автопроизводители.

«В то время как большинство производителей анонсируют выпуск гибридов в США, чтобы соответствовать более строгим топливо-экономическим стандартам, они не ведут активной кампании по продаже таких моделей», — пишет Челси Секстон, автомобильный консультант, которая работала по программе внедрения электрокаров в General Motors в 1990-е годы.

The New York Times отмечает, что автосалоны по-прежнему неохотно демонстрируют и продают электромодели, которые, как правило, требуют меньшего ухода и более редкого техобслуживания, из-за чего практически невыгодны производителям. Исследования показали, что консультанты часто не готовы продавать такие автомобили.

Макерачер уверен, что сырьевая экономика может помочь преодолеть такие трудности. Он приводит в пример Норвегию, где высокие налоги на бензиновый транспорт и щедрые субсидии для электромобилей создали паритет цен между этими видами транспорта. В результате гибриды и электрокары в Норвегии сейчас составляют 37% новых продаж, в то время как в 2013 году им отводилось всего 6%.

Борьба с изменением климата

В газете The New York Times уверены, что если прогноз Bloomberg подтвердится, то это событие приведет к радикальным изменениям на нефтяных рынках. В отчете подсчитали, что резкий рост электромобилей будет вытеснять 8 млн баррелей топлива каждый день. Сейчас мир потребляет около 98 млн баррелей в день.

Ряд нефтяных компаний сейчас активно борется с перспективой достижения возможного максимума глобального спроса, на кону миллиардные инвестиции для получения временных прав.

«Массовое внедрение электромобилей также может оказаться одной из ключевых стратегий в борьбе с изменением климата при условии, что транспортные средства перейдут на низкоуглеродную электроэнергию, а не на уголь, — пишет Брэд Плюмер в своей статье. — Международное энергетическое агентство подсчитало, что электрические транспортные средства должны составлять не менее 40% продаж легковых автомобилей к 2040 году во всем мире, чтобы достигнуть климатической цели, изложенной в Парижском соглашении, по уменьшению температуры общего глобального потепления на два градуса по Цельсию».

f5f97fc18378df.jpg

«Даже с резким ростом электромобилей в мире к 2040 году на дорогах будет даже больше привычных нефтяных авто, чем сейчас. И потребуется много лет, чтобы избавиться от существующего транспорта. Это означает, что пока слишком рано писать некролог для двигателя внутреннего сгорания», — резюмирует Брэд Плюмер.

©  vc.ru