Ситикар будущего: водитель, давай до свидания
Обсудить 0
Audi AI: ME — это не просто концепт, выставленный на потеху публике с намёком, что «четыре кольца» умеют играться с будущим, это одно из трех перспективных направлений, демонстрирующих, что будет не только с концерном, но и автомобилями в принципе через несколько десятков лет.
Три концепта — три направления
Audi входит в клуб автопроизводителей, которые наиболее активно «топят» за автоматизированную систему вождения. Переход к самым передовым формам этой технологии не произойдет в одночасье, в течение нескольких лет или, возможно, даже в течение нескольких десятилетий, но направления, куда мы будем двигаться, вполне известны. Их пережил в свое время морской, железнодорожный и авиационный транспорт. Вспомните, когда самолету требовались два пилота, бортинженер, штурман, а в каких-то случаях еще и бортрадист. Сейчас же работу последних трех выполняют компьютеры, а пилоты перешли в разряд «надзирателей» за вычислительными машинами и друг за другом.
Поэтому, аналогично любому другому виду транспорта, автомобильный также нуждается в продвинутых бортовых мощностях и специально подготовленной инфраструктуре. Например, уже сейчас в тестовом режиме в ряде американских штатов и некоторых регионах Германии «Ауди» обкатывает систему, когда автомобиль осведомлен не только о свободных парковочных местах, но и режимах работы светофоров и может везти вас по зеленому коридору. Но самое главное — нужны альтернативные источники энергии: нефти ведь будущим поколениям явно не хватит. Как в связи с этим изменится культура пользования автомобилем? По мнению «футурологов» из «Ауди», будут авто, приспособленные обитать исключительно в городской среде — это как раз такие как концепт AI: ME, загородные ареолы освоят Aicon (концепт, представленный в 2017 году на салоне во Франкфурте), а на треках поселятся электрические монстры, подобные концепту PB-18 e-tron (был показан в Калифорнии в 2018 году).
Четвертый уровень крутости
Поскольку нет совершенно одинаковых технологий автоматического вождения, Американская ассоциация автомобильных инженеров (SAE) разработала стандарт J3016, который содержит шесть уровней автоматизации (от нулевого до пятого) для автопроизводителей и политиков, чтобы использовать их для классификации этих сложных систем.
Как вы, наверное, догадываетесь, нулевой грейд подразумевает отсутствие каких-либо вычислительных систем в машине — человек отвечает за все органы управления, то есть газ, тормоз, руль и, согласно ПДД, ведет переговоры жестами (не всегда политкорректными) или глазами со всеми остальными участниками дорожного движения. Кардинальное изменение происходит между уровнями два и три, когда ответственность за мониторинг ситуации на дороге переходит от водителя к системе. Наиболее подходящий пример третьего уровня — Audi AI Traffic Jam Pilot («пробочный автопилот с искусственным интеллектом»), когда автомобиль выполняет за вас всю работу, но как только компьютеру не знаком алгоритм действий, он просит водителя вмешаться в ситуацию.
Городская капсула следующего уровня
Автомобиль четвертого грейда может работать без человеческого контроля, но только при определенных условиях — специальный тип дороги (правильная разметка, знаки, постоянная система связи с внешним миром) или определенный географический район. Водитель может самостоятельно управлять транспортным средством и (при достижении параметров автопилотирования) стать пассажиром. У компании Google на текущий момент есть такой образец под названием Firefly, который не имеет ни педалей, ни руля и ограничен максимальной скоростью в 80 км/ч.
По словам представителей Audi, концепт AI: ME отвечает требованиям четвертого уровня, а его главное предназначение — доставка водителя и пассажиров до нужной точки в рамках продвинутой городской среды.
AI: ME в отличие от Firefly оснащен всеми привычными элементами управления, но когда в них нет надобности, то руль можно попросить исчезнуть за «приборкой», которая преобразуется в журнальный водительский столик, а педали тормоза скроются в нишах пола.
Автономная работа ситикара будущего также позволяет самостоятельно возвращать себя в нужное место — на парковку, на работу или в гараж без наличия в нем владельца. Примерно как «Джонни кэб» в фильме «Вспомнить всё» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.
Силовая установка
AI: ME построен на той же платформе, что и Volkswagen I.D. — MEB (Electrobaukasten Modularer, модульная электрическая платформа), то есть с ведущей задней осью, одним синхронным двигателем мощностью 170 л.с. и батарейным блоком в 65 кВт⋅ч, которого, по словам Audi, будет предостаточно, чтобы он работал на низких скоростях в течение долгого времени. Когда говорят о низких скоростях, то подразумевается диапазон между 20 км/ч и 70 км/ч. Сейчас это может звучать, будто над нами издеваются или пытаются подготовить к черепашьему гетто, но через несколько лет такие скорости в городе действительно будут считаться достижением.
Комфорт, массаж и рассада
Чтобы пассажиры и водитель наконец-то поняли, что автомобиль это не только средство передвижения, а еще и комфортный гаджет, в котором просто приятно находиться, разработчики концепт-кара установили в AI: ME электрохромное стекло, которое может менять коэффициент светопропускания и поглощения тепла, датчики замера усталости, VR-очки и даже рассаду прямо под панорамной крышей! Как в фильме «Водный мир», когда все оставшееся человечество бегало за Кевином Костнером, чтобы отобрать горшочек с его рассадой. Неужели и нас это ждет в будущем?
Шутки шутками, но Audi говорит, что планов по запуску AI: ME в серию пока нет, однако его существование на автосалоне в Шанхае показывает четкое намерение производителя вывести на рынок компактный электрокар на архитектуре Volkswagen Group. И планы эти вполне реальны.
Однако наши гадания на этом не заканчиваются — в сентябре на автосалоне во Франкфурте обещают четвертую часть футуристичной концепции от Audi.
Обсудить 0