Синтезирован самый сложный молекулярный узел

Химики из университета Манчестера завязали самый крепкий молекулярный узел в истории.

Длинные полимерные молекулы иногда завязываются в узелки — совсем как наушники в кармане. Чаще всего это происходит случайно, но иногда химики вяжут узлы нарочно. До сих пор удавалось создать три вида молекулярных узелков: с тремя, четырьмя и шестью пересечениями. Манчестерская группа связала из четырех длинных полимерных нитей узел с восемью пересечениями, что делает его самой замысловатой молекулой-узелком в мире.

David A. Leigh et al., Science

Три вида молекулярных узлов, полученных ранее: с тремя, четырьмя и шестью пересечениями. Science Magazine/Youtube

Топология узлов — сложная наука. Сегодня систематизировано 6 миллиардов разновидностей узелков, но химикам пока удается синтезировать только самые простые. Для молекулярного узлоплетения используют геликаты — суперструктуры, в которых длинные полимерные молекулы (чаще всего белковые) спирально оборачиваются вокруг заданной последовательности ионов металлов на оси спирали. Расположение металлических ионов задает пространственные свойства геликата и то, как отдельные нити будут сплетаться между собой.

У британских химиков получился узел, носящий номер 819: главное число означает количество мест пересечения кривых, а то, что написано ниже — номер узла в классификации его гомологов с тем же числом пересечений.

Уравнение реакции.David A. Leigh et al., Science

Уравнение реакции. David A. Leigh et al. / Science

Молекулярные узлы завязывают не только ради самого процесса. Физические свойства материалов, содержащих такие молекулы, могут быть чрезвычайно полезны, поскольку узловая структура придает прочности, но сохраняет гибкость. Авторы исследования предполагают, что подобные материалы могут пригодиться для производства сверхпрочных защитных тканей или перевязочных материалов.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.