Сигналы с фьорда: Хроника операции по поиску российской подлодки у берегов Швеции
16 октября, четверг В районе 22:00 по местному времени военные станции шведского министерства обороны сообщили о «подозрительных» радиопереговорах, зафиксированных в территориальных водах Швеции в районе Стокгольмского архипелага.
Как стало известно позже, переговоры велись на русском языке, на частотах, которые обычно используется российскими военными в чрезвычайных ситуациях.
17 октября, пятница В первой половине дня шведской разведке удалось установить источник перехваченного ранее сигнала. Им оказался «неизвестный подводный объект». Около полудня военно-морской флот Швеции приступил в поисковой операции в архипелаге.
Приблизительно в 16:00 по местному времени один из рыбаков в районе Канхольмс-фьорда в 50 километрах от Стокгольма становится свидетелем передвижения нескольких военных кораблей, а также подразделений береговой охраны. Рыбак также сообщает одной из газет о присутствии в зоне предполагаемой операции авиации.
Спустя полчаса представитель министерства обороны Швеции на специальной пресс-конференции подтвердил начало поисковой операции в Стокгольмском архипелаге. В Минобороны заявили об использовании «кораблей, вертолётов и нескольких наземных подразделений» общей численностью около 200 человек.
Официальная версия событий к тому моменту гласит, что изначально о странных сигналах в территориальных водах военные узнали «из достоверного источника», а сами сигналы исходили от «иностранного подводного объекта».
Какой стране может принадлежать этот объект, шведские военные уточнить отказались, сославшись на недостаточность аналитических данных. Также не было подтверждено, идёт ли речь о подводной лодке или каком-то другом судне или корабле.
18 октября, суббота Операция в районе Канхольмс-фьорда продолжается на протяжении всей ночи и раннего утра. Газете Svenska Dagbladet удаётся получить информацию о новом радиоперехвате шведских военных.
На этот раз речь идёт о зашифрованном сигнале от «терпящего бедствие объекта». Тип объекта по-прежнему остаётся неизвестным. Появившиеся данные указывают лишь на то, что сигнал передавался на приёмник, расположенный в Калининграде. Вблизи Калининграда размещается база российского Балтийского флота.
19 октября, воскресенье Поисковая операция продолжилась и утром в воскресенье. В то же время в СМИ и социальных сетях впервые появляется информация о том, что «неизвестный подводный объект» действительно является испытывающей какие-то проблемы российской подлодкой.
По данным шведской прессы, подводную лодку зафиксировали поднимающейся из воды. Журналисты предположили, что это может быть связано с проблемами при маневрировании судна, которое из-за аварии оказалось неспособно оставаться на глубине и нуждается в помощи надводного корабля.
Позже у этой версии появилось ещё одно подтверждение: в районе Стокгольмского архипелага зафиксировали «перемещения» принадлежащего России нефтяного танкера NS Concord.
Танкер, принадлежащий новороссийской компании Novo Ship, должен был проделать путь под либерийским флагом из Санкт-Петербурга в Данию. Однако судно неожиданно изменило маршрут, начав странные перемещения поблизости от Канхольмс-фьорда. Карта перемещений NS Concord была опубликована в Twitter.
En bild säger mer än. #nsconcord #svfm #svpol pic.twitter.com/nzeLCkUPak
— DefenceChemist (@defencechemist) October 18, 2014
Около 11 часов утра по московскому времени представитель Министерства обороны РФ выступил с официальным заявлением, подчеркнув, что «никаких нештатных и аварийных ситуаций с российскими военными кораблями не было и нет». По информации ведомства, в настоящее время «все подводные лодки и надводные корабли ВМФ России выполняют задачи в акваториях Мирового океана в соответствии с планом».
Материал дополняется…
© TJournal