Сибирские ученые исследуют кимберлитовые трубки в Анголе
Документы предполагают выполнение инженерно-технических и научно-исследовательских работ по комплексному тектонофизическому (структурно-тектоническому) и геолого-вещественному трехмерному моделированию карьерных полей Катока и Луэле. Практических выходом станет обеспечение эффективности управления качеством алмазодобычи и безопасности ведения горных работ. «Эти объекты были выбраны вследствие целого ряда обстоятельств, в первую очередь — значимостью как с научной, так и с экономической точек зрения», — отметил директор ИЗК СО РАН член-корреспондент РАН Дмитрий Гладкочуб.
Луэле — потенциально крупнейшая и наиболее перспективная в мире кимберлитовая трубка, разведка которой еще продолжается, а начать там промышленную алмазодобычу планируется после 2020 года. Катока — самая крупная среди уже разрабатываемых кимберлитовых трубок Анголы. Она была обнаружена еще в 1968 году старателями, нашедшими алмазы в русловых отложениях рек Катока и Лова. В период 1969 — 1972 гг. компания «ДИАМАНГ» провела первые разведочные работы и установила размеры объекта (900×900 м, площадь 65,7 га) — сейчас Катока входит в десятку самых больших кимберлитовых трубок планеты. С 1997 года она отрабатывается горнорудным обществом (ГРО) «Катока», основным акционером которой является АК «АЛРОСА».
Символ Анголы«Выход иркутских геологов на кимберлитовые поля Анголы стал возможен благодаря нашим многолетним и продуктивным связям с этой крупнейшей алмазодобывающей компанией России и репутации, заработанной исследователями при изучении многочисленных объектов на площади Якутской алмазоносной провинции», — комментирует Дмитрий Гладкочуб.
Впрочем, по его словам, исследуемые кимберлитовые трубки далекой африканской страны сильно отличаются от их якутских аналогов. Например, практически не эродированы, то есть не разрушены процессами выветривания, что обеспечило сохранность их самых верхних, вулканических и вулканогенно-осадочных частей. «Именно подобные «полные» разрезы вулканических аппаратов представляют большую ценность для ученых, позволяя наблюдать в деталях «анатомию» кимберлитовых трубок, выявлять и прослеживать в реальных геологических обнажениях различные по составу и времени внедрения типы кимберлитовых пород, выяснять закономерности приуроченности промышленной алмазоносности к той или иной разновидности кимберлитов», — объясняет геолог.
Исследования в Анголе проводились в тесной координации с сотрудниками Департамента геологии ГРО «Катока» М.А. Карпенко (начальник сектора производственной геологии), Ф. Жоао (начальник сектора минералогии и петрографии), В.А. Первовым (главный геолог сектора минералогии и петрографии).
Основные работы первого этапа были сосредоточены на двух основных направлениях: изучение трещиноватости и разрывных нарушений в кимберлитах и вмещающих породах трубки Катока; изучение и отбор проб основных разновидностей кимберлитов трубок Катока и Луэле.
«Если говорить о первом векторе, то мы сделали детальное геолого-структурное картирование бортов карьера, выделили и изучили зоны разломов и областей трещиноватости в породах, вмещающих кимберлитовую трубку Катока, — рассказывает Дмитрий Гладкочуб. — Результаты этих исследований крайне необходимы для обеспечения безопасности ведения горных работ и планирования стратегии развития алмазодобычи на этом объекте, план освоения которого в настоящее время предполагает открытую добычу алмазов вплоть до 2036 года. Собранные данные послужат основой для создания макета схемы разломной тектоники изученного месторождения».
Что касается вещественного строения трубки Катока, то здесь геологи рассмотрели положение различных фаз внедрения в объеме трубки; контактовые взаимоотношения между разными типами кимберлитов; вариации вещественного состава в пределах каждой из фаз кимберлитов; типы и характеристику контактов кимберлитов с вмещающими породами. Кроме этого, на трубке Луэле были начаты исследования вещественного состава по результатам разведочного бурения.
«По первым предварительным результатам мы создали схему последовательности внедрения и условий локализации различных типов кимберлитов, слагающих трубки Катока и Луэле, — говорит Дмитрий Гладкочуб. — Полученные нами данные будут положены в основу трехмерной модели строения этих трубок, необходимых не только для научного понимания закономерностей формирования уникальных алмазных месторождений, но и для обеспечения стабильной алмазодобычи при разработке обоих объектов».
Также директор ИЗК СО РАН отметил: «Расширение географии научных исследований на территорию Западной Африки и выход на перспективного и хорошо известного в мире производственного заказчика — ГРО «Катока» — позволит геологам ИЗК и дальше активно развивать алмазопоисковое направление, которое было заложено одним из первых директоров института, ученым-легендой алмазной геологии — членом-корреспондентом РАН Михаилом Михайловичем Одинцовым».