Shadow: история самого низкого болида, созданного для гонок без правил
![Тим Скоренко](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/88e/88e545edde35609741213df92707087f_cropped_50x50.jpg)
![Shadow: история самого низкого болида, созданного для гонок без правил](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/e30/e303de62989489240e0b27f1aabe0a0b_ce_1024x768x0x0_cropped_666x444.jpeg)
Этот шаг привёл к революции. В Can-Am тут же пришли ведущие мировые бренды, а дизайнеры начали сражаться за то, чтобы как-то ещё нарушить законы физики и сделать машину быстрее, быстрее, быстрее. Особенно чудовищен был сезон 1970 года. В нём выступал болид Hoare с 4-мя (!) двигателями, мощный гоночный пылесос Chaparral 2J, притягивающийся к полотну, и, конечно, Shadow Mk 1.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/237/23720e260c215b9f5eb7de9f27b86fbe_cropped_666x471.jpg)
Компания Shadow была основана в 1968 году как Advanced Vehicle Systems (AVS) бывшим офицером армии США Доном Николсом. Чуть позже к нему присоединился дизайнер Тревор Харрис, и эти двое решили спроектировать невозможный автомобиль для Can-Am. На выходе получилось что-то невозможное. Например. передние колёса Mk 1 имели диаметр 25 см, задние — 35 см, при том, что в ширину они достигали 40 см и могли выдерживать скорости до 300 км/ч.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/96e/96eb81694c4da6f6f58f1a5d9b8d53b1_cropped_666x345.png)
Харрис стремился сделать самый низкий гоночный автомобиль из возможных. Пилот в нём лежал в алюминиевом монококе, а в заднюю часть с трудом помещалась мощная V-образная «восьмёрка» Chevrolet объёмом 8,1 л. Удивительного вида болид попал на обложку августовского Road & Track. Некоторые части композитного кузова были укреплены на шарнирах, будучи… аэродинамическими тормозами, как на самолётных крыльях. Разрабатывая их схему, Харрис построил аж четыре экземпляра Mk 1 с разными конфигурациями.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/5de/5de5d4c597cd47eace3bdf2e953e69c9_cropped_666x500.jpeg)
Первые версии, включая прототип, были чёрным, но с приближением сезона 1970-го стало понятно, что без спонсоров справиться не получится, и цвет был изменен на красный в надежде на предпочитающие этот оттенок табачные бренды.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/a78/a7818ea0d9db0d63d822bc90776fe0b4_cropped_666x446.png)
В гонках сезона 1970 года машина серьёзного успеха не снискала. На ней выступали пилоты Джордж Фоллмер (в Моспорт-Парке он прекрасно квалифицировался 6-м, но сошёл; также сошёл в Сен-Джовайте) и Вик Элфорд (7-е место в квалификации с ход в Мид-Огайо). Скорости вроде как хватало, но надёжность стала серьёзной проблемой — машина просто перегревалась. В итоге уже к следующему сезону была сделана другая машина Mk 2, призванная исправить ошибки первого болида. Получилось неплохо: пилот Джеки Оливер даже финишировал на подиуме, 3-м, на гонке в Эдмонтоне. Но это было потом.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/b3e/b3e278d0a6e4b9ca8622f739030b112c_cropped_666x430.jpg)
Один из четырёх построенных экземпляров Mk 1 несколько лет назад продавался по договорной цене. Этот экземпляр до 2006 года принадлежал самому Николсу, затем был продан калифорнийскому коллекционеру, а в 2009-м «уехал» в Германию и ныне принадлежит Харму Лагаю, ведущему дизайнеру компании Porsche, автору Cayenne и Boxter.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/21c/21ca875baf854bfdf7830978f40526f6_cropped_666x500.jpeg)