Шевели извилинами: как и почему изучение языков меняет наш мозг

Учить языки — полезно. Едва ли кто-то возьмется спорить с этим утверждением. Но в чем именно заключается эта польза? В возможностях для карьерного роста и путешествий? В удовольствии от просмотра любимого сериала в оригинале? Безусловно. Но все-таки главное, что может дать человеку новый язык — развитие мозга. Какие процессы происходят в нашей голове, когда мы учим незнакомые слова или штудируем грамматические правила? Способны ли занятия иностранным языком изменить наш мозг? Давайте разбираться.

Головной мозг — один из сложнейших «механизмов» в мире. Несмотря на многочисленные исследования, он по-прежнему таит в себе немало тайн. Ранее ученые придерживались теории о четком распределении обязанностей между частями мозга при речевой функции:


Воспроизведение речи — область Брока (нижняя лобная доля мозга). Пациенты с ее повреждением (афазией) понимают, что им говорят, но связанно ответить не могут.


Понимание речи — область Вернике (задний отдел верхней височной извилины доминантного полушария мозга). Ее афазия приводит к тому, что человек не только не может выразить свои мысли, но и не способен читать и понимать речь других.

Эта модель считалась основополагающей до 1970-х годов. Однако проведенные в последующие десятилетия эксперименты показали, что такое представление о «разделении труда» сильно упрощено. Понимание речи, произношение слов и их воспроизведение требуют работы всего мозга. Изучая новые слова или выстраивая фразы на неродном языке, мы активизируем не какой-то конкретный отдел головного мозга, а стимулируем все его участки, ответственные за восприятие, запоминание, фонетику, семантику и анализ контекста употребления слова.

©  Популярная Механика