Шесть самых крупных сбоев IT-систем в 2013 году
В конце каждого года подводятся различные итоги. В частности, уходящий 2013 год запомнится посвященным и интересующимся как год, в котором количество успешных хакерских атак было как никогда высоким. Кроме того, нередки были и случаи крупных сбоев IT-систем, к которым хакеры вроде бы и непричастны, но от которых пострадали миллионы людей. Именно эти сбои представляют наибольший интерес, поскольку от многих из них зависела работа крупных областей человеческой деятельности. Сбой одной системы повлек за собой паралич другой, и так далее, по цепочке. Мы вспомнили наиболее крупные сбои из тех, к которым не причастны компьютерные злоумышленники.
1. Королевский банк Шотландии Это очень крупный банк с мировым именем, счета в котором открывают люди из множества стран, в том числе и из России. По уровню надежности ему могут позавидовать многие другие подобные организации. Однако и у его случаются сбои в работе. В частности, в так называемый «Кибер-понедельник», день распродаж, когда можно купить любой товар в Интернете по очень низким ценам, клиенты этого банка не смогли сделать это в связи с падением IT-системы всего банка. Владельцы счетов даже не могли снять с них наличные. Столь крупные сбои у Королевского банка Шотландии случаются нечасто, но год назад было нечто подобное — тогда IT-сфера стала причиной задержки в переводе денег, отправляемых на налоги и выплату заработных плат.
2. Портал Healthcare.gov Это американский государственный портал, напрямую связанный со страховой системой и системой здравоохранения. 1 октября текущего года он вышел из строя — из 100% обращений к нему для получения медицинской помощи успешными были лишь 30%. Американское правительство сообщило, что портал восстановлен, однако работы по его оживлению не завершены до сих пор. Даже сейчас примерно четверть запросов на получение медицинской или страховой помощи содержат неточности, вызванные поломкой портала Healthcare.gov.
3. Система начисления заработной платы в Квинсленде Власти города Квинсленд, Австралия, заявили, что больше не будут сотрудничать с IBM и даже подадут на нее в суд за нереализованный до конца проект системы начисления зарплаты. По официальным данным, налогоплательщикам это обойдется в $1,1 млрд, хотя и неясно, в чем именно заключается проблема. IBM невзлюбили на государственном уровне, хотя компания не считает себя виновной в том, что разработка проекта пошла не так, как хотелось бы заказчику. Документация по этому проекту, отметим, занимает 264 страницы А4, так что допустить ошибку, в принципе, вполне возможно.
4. MyCalPAYS Это еще одна система начисления зарплаты, но на этот раз для американского штата Калифорния. Власти штата расторгли контракт с ее разработчиком, компанией SAP. Начало работ над проектом было положено в 2005 году, и на него было потрачено более $250 млн. Система, однако, функционирует совсем не так, как должна и содержит в себе слишком много недочетов, плюс о стабильности можно лишь мечтать. Теперь властям штата придется искать замену MyCalPAYS, которая явно будет стоить еще дороже.
5. Система учета безработных от компании Deloitte Американская компания Deloitte в этом году столкнулась с крупным сбоем системы учета безработных, причем сразу в трех штатах — Калифорнии, Флориде и Массачусетсе. Программное обеспечение разрабатывала сторонняя организация, так что сбой был устранен не сразу, и заключался он в задержках выплаты денежных пособий тем, кто находится на учете с центрах занятости указанных штатов. Финансовые потери в данном инциденте пока не разглашаются, но, судя по всему, они были относительно невысокими. А вот компания-разработчик, вероятнее всего, потеряла ценного клиента.
6. Ряд сбоев в работе Сбербанка России Если говорить о нашей стране, то в уходящем году больше всех отличился, пожалуй, Сбербанк. У него не было широкомасштабных сбоев, но мелкие сбои случались с завидной регулярностью. Первый из них был в конце февраля, когда перестали работать банкоматы по всей стране. Проблема была устранена в течение суток, ее причиной назвали конфликт служебных программ от Symantec и Hewlett-Packard. В чуть меньшем масштабе сбой повторился в июле, когда в течение двух дней многие держатели карт Сбербанк не могли снять деньги в банкоматах. Между этими двумя случаями был еще майский сбой в в процессинговой системе банка, когда примерно 3,5% операций по переводу средств с карты на карту завершились некорректно. Кроме этих случаев в 2013 году наблюдались регулярные сбои в работе электронных систем региональных отделений Сбербанка.
Читайте также: Три причины не доверять биткоинам