Шесть простых шагов к участию в госторгах
Создатели курса «Госзакупки для бизнеса» рассказывают о том, что нужно, чтобы принять участие в тендерах по госзакупкам и как новичку подать заявку и получить аккредитацию.
В избранное
В избранном
Эти вопросы возникают если компания новичок в госзакупках и только планирует принять участие в каком-нибудь тендере.
Существует несколько способов быстро войти в курс дела и стать не просто рядовым участником закупок, а получить заветный госконтракт.
1. Самостоятельное изучение процедуры участия в торгах
Плюсы: бесплатно, много информации по торгам есть в свободном доступе.
Минусы: временные затраты на изучение и сбор нужной информации, большое количество бесплатных курсов и вебинаров, предназначены для заказчиков, а не для поставщиков.
Информация в бесплатных источниках может быть неактуальной — велик риск упустить важные моменты в законодательстве и впоследствии получить штраф или попасть в реестр недобросовестных поставщиков, всю документацию приходится готовить самостоятельно, никто не укажет на ошибки
2. Пройти обучение в учебном центре
Плюсы: не дают лишней теории, сразу указывают на возможные ошибки, помогают с подготовкой документации, разрабатывают стратегию участия в торгах конкретно под вашу компанию и ваши цели, всегда актуальная информация.
Минусы: действительно качественные курсы платные, так как преподаватель говорит не общую усреднённую теорию, а даёт конкретные практические советы и кейсы для участников курса. Нужно выделить два-три дня на интенсивную работу с преподавателем.
Тем не менее в обоих случаях будет полезным иметь под рукой пошаговую инструкцию по участию в торгах, чтобы точно ничего не упустить.
Пошаговая инструкция по участию в тендерах
Шаг первый: изучение основных положений 44-ФЗ и 223-ФЗ
Без знакомства с законодательной базой велик риск допустить грубые ошибки при подготовке документов для участия в торгах. Кроме того, нарушение сроков размещения и подписания документов чревато внесением вас в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Шаг второй: получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП)
ЭЦП — реквизит электронного документа, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи и позволяющий проверить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи (целостность), принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи (авторство), а в случае успешной проверки подтвердить факт подписания электронного документа (неотказуемость).
Проще говоря, ЭЦП используется для подачи заявок на электронных платформах для участия в торгах. Как правило, чтобы получить ЭЦП, необходимо обратиться в специальный центр и подготовить следующий пакет документов.
- Подписанное заявление на изготовление сертификата ключа подписи с печатью организации.
- Подписанное заявление о присоединении к регламенту удостоверяющего центра с печатью организации.
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП сроком давности не более шести месяцев.
- Бумажный вариант, заверенный налоговым органом, или нотариально заверенную копию документа, либо PDF-файл, выгруженный из личного кабинета налогоплательщика, подписанный электронной подписью ФНС.
- Доверенность на подписание бухгалтерских документов или печать.
- Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования владельца Электронной подписи (СНИЛС).
- Паспорт владельца сертификата ключа подписи.
Государственные торговые площадки, на которых проходят торги:
Шаг третий: аккредитация
Без проведения аккредитации участие в торгах на площадке невозможно. Так же, как и с ЭЦП, существует пакет документов, который необходимо собрать для прохождения процедуры аккредитации. Например, для «Сбербанка-АСТ» это:
- копия выписки из ЕГРЮЛ;
- копия учредительных документов;
- копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации;
- доверенность на осуществление действий на площадке от имени участника закупки;
- копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
- решение об одобрении или о совершении по результатам электронных аукционов сделок от имени участника закупки.
Шаг четвёртый: подбор тендеров
Подбор тендеров можно осуществлять как с помощью самих электронных площадок и официального сайта, так и с помощью специальных сервисов. В любом случае необходимо внимательно читать техническое задание и оценивать, по силам ли вашей компании выполнить все требования.
Шаг пятый: подать заявку на тендер
Порядок подачи заявок зависит от способа закупки. Например, механизм заявок на участие в электронном аукционе прописан в статье 66 Закона №44-ФЗ.
Такая заявка состоит двух частей: в первой достаточно согласия участника на поставку нужного товара или выполнение работ. Это оформляется нажатием кнопки «Согласен» и, в некоторых случаях, приложенными документами с конкретными характеристиками товаров или услуг, с поставкой или оказанием которых вы соглашаетесь.
Во второй части предоставляются данные о поставщике и документы, подтверждающие его соответствие требованиям, изложенным в документации о закупке. При подаче заявки особое внимание следует уделить соответствию компании требованиям, выдвигаемым к поставщику.
Все ли пункты, изложенные в закупочной документации, поставщик может подтвердить и выполнить. Как правило, помимо традиционных документов с информацией о поставщике, необходимо предоставить документы, подтверждающие качество продаваемой продукции (оказываемой услуги).
Если на первичном этапе (до рассмотрения) вы поняли, что не соответствуете по какому-либо пункту или не сможете выполнить условия контракта, то вы можете отозвать заявку без наложения штрафа и прочих санкций.
Кроме того, в электронном аукционе существует понятие обеспечения заявки. Средства для обеспечения заявки должны быть переведены на счёт оператора площадки.
На время проведения торгов сумма, равная обеспечению заявки, блокируется, а по окончании возвращается поставщику. Однако существуют случаи, когда обеспечение заявки не возвращается, а удерживается в качестве штрафа за несоблюдение процедуры торгов (Например, трижды за период заявка была отклонена по второй части).
Шаг шестой: участие в торгах
Для электронного аукциона, в отличие от запроса котировок, не достаточно только подать заявку. После рассмотрения и одобрения первых частей заявки следует сама процедура торгов.
Методика работы с электронными аукционами такая же, как и с любыми другими: вы делаете шаг (предложение) и, если никто его не побил, признаётесь победителем. Чтобы сделать «ставку», даётся 15 минут.
Следует учитывать, что при снижении цены контракта более чем на 25% от начальной, поставщику придётся подтверждать свою добросовестность. Как правило, это оплата обеспечения контракта в полуторном размере. Поэтому внимательно рассчитывайте, до какой цены вы сможете опуститься.
Если вы были признаны победителем и соответствуете всем требованиям заказчика, но не внесли в срок обеспечение или не подписали контракт со своей стороны, то в этом случае ваша компания будет признана уклонившейся от заключения контракта, что чревато попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Обеспечение контракта будет возвращено поставщику сразу после выполнения всех обязательств по контракту. Приведённая выше схема не содержит в себе нюансов и сроков по каждой процедуре, так как это достаточно объёмная и сложная информация.
Все вопросы, связанные с участием в торгах по госзакупкам, мы разбираем в рамках курса.
Если же вы решили самостоятельно попробовать принять участие в электронном аукционе, то надеемся, что данная статья была для вас полезной.
© vc.ru