Семь ежедневных инструментов менеджера продукта

cover.jpg

Обзор сервисов и расчёт месячной стоимости одного виртуального рабочего места.

Поделиться

Работаю менеджером продуктов более десяти лет (Kolesa.kz, Avito, «Яндекс»).

Нужно признать, что за последние несколько лет облачные решения почти полностью вытеснили с моего рабочего ноутбука установленные программы. И это здорово! Переезд на нового боевого коня теперь занимает несколько минут — достаточно поставить любимый браузер и восстановить настройки, которые, опять же, лежат где? Правильно, в облаке. Итак, список моих рабочих инструментов.

Майндмапы — наше всё. Mindmeister

Мой конспект вебинара Google в виде майндмапа. Кстати, эту карту можно посмотреть в онлайне

Майндмап (mind map), пожалуй, самый универсальный инструмент в работе менеджера продукта. В карте можно записать важные факты по ходу общения с командой или стейкхолдерами, набросать архитектуру будущего продукта, показать дизайнеру составляющие макетов, сделать быстрый и понятный список задач с приоритетами.

Для построения майндмапов я использую Mindmeister — облачный, кроссплатформенный, шустрый, удобный. Легко шарить карты с коллегами, открывая доступ по ссылке. Стоит всего 5$ в месяц на личном тарифе. Есть бесплатная версия с ограничением на количество карт.

Магия коллективной работы над макетами. Figma

Макеты корпоративного сайта в Figma

Не так давно я открыл для себя новое решение для работы над макетами. И оно практически идеально! Figma позволяет работать над макетом интерфейса или презентацией одновременно вам, дизайнеру, арт-директору и команде разработки.

При этом ещё большее количество коллег могут наблюдать за творческим процессом и комментировать всё что ни попадя. Особенно забавно звучит обсуждение макетов с дизайнером, когда вы сидите в разных офисах и проводите обсуждение по аудиосвязи.

— Видишь мою мышку?

— Где?

— Ну вот она! (Здесь собеседник начинает дико шарить мышкой по столу или пальцем по тачпаду, привлекая внимание к своему курсору.)

— Вижу!

— Вот этот макет нужно переместить сюда и добавить на него…

Конечно, есть похожие решения. Например, Zeplin или InVision, которыми мне доводилось пользоваться в прошлом. Но только Figma, на мой взгляд, делает процесс создания дизайна по-настоящему многопользовательским и интерактивным. Есть бесплатная версия на двух пользователей с ограничением до трёх проектов, нормальный пакет для команды стоит 12$ за пользователя в месяц.

Документы, куда без них. Google Docs

Чек-лист для юзабилити-экспертизы в Google Docs

Какой бы ни был у вас понятный и простой продукт, ему нужна документация. Я стараюсь ограничиваться концепцией продукта, в которой описываю цели, ключевую функциональность, список user story, целевую аудиторию, метрики, технические требования, риски и конкурентов. Такой документ обычно нужно показать большому количеству людей и получить обратную связь.

Ничего лучше Google Docs, на мой взгляд, человечество пока для таких задач не придумало. Особенно когда у вас корпоративная почта на Google Apps и все коллеги уже есть в списке контактов. Аналогично с табличными данными, для них Google Sheets. Инструмент бесплатный, как и большинство продуктов Google.

Презентации для выступлений. Keynote

Слайды к выступлению на тему Customer Journey Map в Keynote

Здесь я остаюсь ретроградом и делаю презентации на установленном на рабочем ноутбуке ПО. Раньше это был PowerPoint, сейчас, с переездом на Mac, это Keynote. От переезда с Windows на Mac OS у меня только хорошие впечатления! Ни капельки не жалею тех моральных усилий и первых двух недель мучений с незнакомой операционной системой.

Есть, конечно, вещи, которые удивляют и выглядят странными для пользователя с более чем 20-летним стажем работы на «винде», но в целом UX на «маке» намного приятнее. Всё выше сказанное можно применить и к сравнению PowerPoint с Keynote — удобнее, быстрее, больше стиля и чистоты в шаблонах, меньше лишних операций. Инструмент идёт в комплекте с Macbook.

Менеджер, к доске! RealtimeBoard

Бизнес-модель продукта по lean canvas в RealtimeBoard

Ещё один относительно новый для меня инструмент, которым я начал пользоваться в BTS Digital, — RealtimeBoard. Это такое безграничное пространство, на котором можно размещать стикеры, списки, заметки, блок-схемы и прочие полезные для работы в команде вещи.

Я пока использую его для создания lean canvas (о них я уже писал ранее — отличный инструмент для работы с бизнес-моделью, а в RealtimeBoard есть готовые шаблоны) и для визуализации пользовательских сценариев.

Инструмент явно умеет больше! Коллеги рисуют в нём монстрообразные схемы и даже проставляют статусы реализации составляющих их функций. Есть бесплатная версия с ограничениями на количество досок и пользователей. Для компании всё удовольствие обходится примерно в 10$ за человека в месяц.

Чатики, чатики, больше чатиков! Slack, Telegram, Skype

Наш уютный чатик в Telegram

Больше половины работы любого менеджера составляет общение. Когда время дорого, а коллеги могут работать в другом кабинете (офисе, городе, стране), большая часть общения идёт в чатах. Это и плюс, и минус одновременно.

Чатики заметно съедают рабочее время, особенно если вы замкнули много коммуникаций на себя и ведёте несколько продуктов одновременно. Иногда можно весь день отвечать на сообщения в чатах. Следовательно, чат должен быть, во-первых, удобным, во-вторых, быть установлен у всех нужных вам людей.

Наиболее удобным для командной работы мессенджером я считаю Slack. В этом со мной согласны тысячи довольных клиентов по всему миру и инвесторы, которые недавно вложили в компанию ещё $427 млн с оценкой в $7 млрд. Самое полезное в Slack, на мой взгляд, — это тематические каналы.

Чтобы они хорошо работали, на каждое продуктовое направление должен быть отдельный канал, в котором есть сотрудник, способный ответить на любой вопрос или принять комментарий по работе этого продукта. Такое «дежурство» по важной для вас, как для продакта, теме, помогает быстро решать вопросы, быть в курсе всего и организовать единую точку входа в продукт для всей компании.

Мелочь, которая мне просто нравится в Slack, — это реакции на сообщения в виде смайлов. С их помощью можно очень быстро получить срез отношения коллег к любой теме в виде цифр рядом с определённого вида смайликами.

Telegram использую как личный мессенджер, средство для чтения каналов, все новости теперь там, и для неформального общения с коллегами. Из-за его распространённости среди представителей ИТ-тусовки именно в нём существует корпоративный чат-флудильня обо всём на свете.

Там важные объявления о временном отключении интернета могут соседствовать с поздравлениями с днём любителей пива, полезные ссылки с фотографиями котиков и сообщения о релизах с вопросами о лучшем в городе ресторане.

С этим приходится мириться — любой чат с аудиторией больше 100 человек превращается со временем в нечто подобное. Главное, чтобы у вас был другой чат, в котором запрещено флудить, предназначенный для решения форс-мажорных ситуаций.

Skype остаётся на моём ноутбуке вынужденно. Есть ещё компании, которые признают только его за стандарт общения и не хотят давать возможность своим сотрудникам устанавливать другие мессенджеры. А ещё в нём обычно проходит большинство видеозвонков, хотя на рынке давно есть аналогичные решения от Google, Telegram и других сервисов для общения. Но людям сложно изменить свои привычки, и мы чаще «созваниваемся в скайпе».

Все мессенджеры традиционно бесплатны.

Жирные следы. Jira и Confluence

Задача на анализ user stories в Jira

Последний инструмент, о котором хочу рассказать в этом обзоре, а точнее, два инструмента от одной компании — это Jira и Confluence. Первый помогает ставить задачи, контролировать их статусы, держать руку на пульсе процесса разработки. Для новичка Jira кажется монстром, в котором есть всё и даже больше.

Но стоит привыкнуть и настроить под себя стартовый экран, как она становится вашим надёжным помощником. Конечно, чтобы это работало, в команде должны быть приняты правила работы и ответственность за отражение всех результатов в Jira. Например в Avito, где в разработке в той или иной степени участвовали более 1000 человек, это был незаменимый источник информации.

Использовать Jira лучше всего в связке со вторым продуктом от Atlassian. Именно в Confluence есть возможность сохранить все знания о продукте и оставить их внутри компании, даже если кто-то из команды решит уйти. Инструменты не ориентированы на малый бизнес и стартапы, поэтому бесплатной версии нет. Цена за одного пользователя составит около 12$ за оба решения.

Если подвести итог, то организовать рабочее окружение для менеджера продукта можно примерно за 40$ в месяц. А при желании сэкономить — вообще бесплатно.

Интересно, сколько моих инструментов совпали с вашим списком? Если что-то забыл или не использую, но оно того стоит — пишите в комментариях.

#менеджмент #инструменты

©  vc.ru