"Шёлковый путь": какое топливо используют автомобили для ралли-рейдов?

Ралли »Шёлковый путь»… Один из престижнейших многодневных рейдов планеты, 90 экипажей, три страны, 9599 километров от Москвы до китайского Сианя. Многие следят за ходом ралли по новостям и трансляциям, фанаты выбираются посмотреть на отдельные спецучастки »вживую». Но «Популярная механика» решила подойти нестандартно и рассказать о том, как и чем заправляются автомобили для ралли-рейдов.
small-logo4.svg
Редакция ПМ
0 минут назад

Обсудить 0

Когда автор этого материала впервые побывал на американских гонках серии NASCAR, он был поражён двумя вещами — сушкой трассы после дождя и заправочным оборудованием. То есть не самой гонкой, не борьбой на трассе, не вылетами или обгонами, а технологиями, которые всегда находятся где-то в тени. Гигантская цистерна с изображением Микки-Мауса, к которой, как к кормящей матери, присосались несколько автомобилей, — это прекрасно и забавно одновременно.

И вот, следя за борьбой на этапах проходящего прямо в эти дни ралли-рейда «Шёлковый путь», мы задали себе вопрос —, а как заправляются во время подобных гонок? Деятельность команд в зонах технического обслуживания редко попадает в телевизионные новости. Мы знаем, что лидирует Сотников, или Лёб, или другой пилот, мы знаем, кто выиграл «доп» и кто сошёл —, но в плане техники мы с трудом представляем себе даже замену колеса на «КамАЗе», не говоря уж о том, как выглядит процесс заправки.

Газовый «КамАЗ» успешно идёт по маршруту «Шёлкового пути».

Это вам не кольцо

Давние зрители «Формулы-1» ещё помнят время дозаправок и массивные аппараты, подававшие топливо в баки под сумасшедшим давлением. Конечно, в ралли — и в классическом, и в рейдах — такого нет, просто потому что времени на дозаправку предостаточно и торопиться некуда. Важно всё сделать правильно, а не быстро. Бдительные хронометристы следят за временем работы над машинами —, но если с машиной всё в порядке, если она не требует спешного и сложного ремонта, проблем с нехваткой времени на обслуживание обычно не возникает.

Этим обусловлена относительная простота дозаправки — она производится или на обычных заправочных станциях, расположенных неподалёку от бивуаков, или … вручную. Да, именно вручную — на большинстве ралли-рейдов нет должного количества бензоколонок, нет производительных помп, да они и не нужны. Чтобы накачать в бак несколько десятков литров топлива, достаточно поработать насосом.

Совершенно реальная фотография первой заправки раллийных автомобилей перед выездом из Москвы. Здесь заправляются и автомобили прессы, и гоночные экипажи — кроме тех, что используются нестандартные типы топлива.

Естественно, зона дозаправки выбирается организаторами и должна соответствовать определённым требованиям — нельзя остановиться в произвольном месте, выгрузить канистру и начать заливать топливо. На бивуаках выделены специальные точки, которые очищены от сухих веток, травы и прочих горючих предметов. Во время дозаправки на расстоянии вытянутой руки (именно так и сформулировано в регламенте) должен находиться огнетушитель, а двигатель нужно заглушить. Также запрещается дозаправлять машину, стоящую на подпорках или домкратах — она должна быть «на колёсах», чтобы в случае чего её можно было оперативно отвести от других экипажей.

Но в общем и целом никаких секретных технологий тут нет. Все тайны кроются непосредственно в самом топливе.

На чём проехать рейд?

Прочитав про заправочные станции, вы уже догадались, что в автомобилях для ралли-рейдов — и в классе внедорожников, и в классе грузовиков, и для серийных, и для модифицированных моделей — используются обычные типы топлива, дизель и 95-й бензин, то есть его можно купить на любой заправочной станции.

Здесь возникает дилемма. Команды действительно нередко заправляются на обычных станциях —, но мы с вами знаем, что топливо топливу рознь. Казалось бы, и там дизель, и там дизель, а «тянет» машина по‑разному. Но если для городского движения это играет в целом незначительную роль, то во время гонки разница в несколько секунд может предрешить исход заезда. Поэтому организаторы включают в описания этапов список рекомендованных заправочных станций, получивших должную аккредитацию. Обычно это заправки одного конкретного производителя, имеющего статус официального партнёра той или иной гонки (в случае с «Шёлковым путём» топливный партнёр — «Газпромнефть»). Более того, речь идёт чаще всего об одном конкретном рекомендуемом топливе каждого типа; в частности, официальное дизельное топливо «Шёлкового пути» — марка «Дизель Опти».

Перед стартом все, что может повлиять на работу машин в пути, проходит «экзамен» на качество от организаторов — в том числе и топливо. Так что бензин и дизель на ралли-рейде вроде как и обычный, но, скажем так, прошедший особую проверку. На «Шёлковом пути» топливо тестировали автомобили Toyota-Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado и Hilux. Отметим, что некоторые команды имеют собственных «топливных спонсоров» и заправляются на заправочных станциях других компаний, а не на партнёрских. Правилами это не запрещено.

Помимо заправочных станций, команды могут покупать топливо непосредственно у организаторов на бивуаках и в специально отведенных местах. Но на деле организаторы оснащают пункт продажи топлива только в ситуации, когда вблизи бивуака нет аккредитованной станции, так что ручная помпа — это скорее экстрим, чем обыденность. Есть и ещё один способ добыть бензин во время гонки — одолжить, выпросить или купить у команды-конкурента. Это не возбраняется правилами и позволяет закончить спецучасток, если внезапно закончился бензин.

Правда, заметим, что правила требуют иметь топливо, достаточное для прохождения минимальной дистанции в 800 км. Есть также рекомендация добавлять к расчётному минимум 10%, то есть 880 км. Так команды обычно и поступают —, но бывает всякое. Если в ходе рейда повреждён бензобак, то его можно временно заделать, но восполнять топливные потери придётся, скорее всего, за счёт другого экипажа.

Бензовоз для медиа-экипажей.

Для компаний-партнёров ралли-рейд — это не столько реклама, сколько возможность испытать на практике новые составы топливных смесей. Условия экстремальные, требования к машинам — очень высокие, и если топливо хорошо отрабатывает дистанцию, если нет проблем и жалоб от гонщиков, то это практически полная гарантия того, что разработчики и изготовители всё сделали правильно. «Газпромнефть» в частности испытывает дизельное топливо «Дизель Опти», ноу-хау, разработанное специально для заправочных станций компании. Такие испытания направлены не столько на улучшение конкретного состава (топливо так или иначе уже в продаже), а для сбора данных для дальнейших разработок и создания новых смесей.

В ралли также принимают участие автомобили, использующие в качестве топлива авиационный бензин. Естественно, на рядовых бензоколонках его нет, и доставка такого топлива ложится на плечи организаторов. Существует и отдельная категория для нестандартных силовых агрегатов — на различных спиртах, на водороде, электродвигателей. Вопросы о снабжении их топливом решаются с организаторами ралли-рейда в индивидуальном порядке. Всё-таки основные два типа — бензин и дизель, они входят, так сказать, в «базовый пакет».

Зачем нужен бензовоз

e1a78342c2cb9c0aae0087473077a265_fitted_ Многие видели в новостях, что по маршруту ралли вместе с экипажами следует специально оборудованный бензовоз. Возникает вопрос — зачем, если раллийные экипажи закупают топливо на заправках или у организаторов в бочках?

Ответ прост: он предназначен для автомобилей организаторов и пресс-машин. Во время марафона параллельно с гонщиками следует значительно количество автомобилей с «оргами» и прессой. Они точно так же идут вдоль дистанции (естественно, не по ней, а по дорогам общего пользования), а на бивуаках останавливаются по соседству с гоночными экипажами. Соответственно, им тоже нужно топливо, и они заправляются «Дизелем Опти» от бензовоза в точках, где нет аккредитованных заправочных станций.

Автоцистерна вместимостью 6 тонн имеет 6 секций для разных типов горючего. Топливо-раздаточная колонка способна подавать топливо со скоростью до 50 литров в минуту. На деле, цистерна, конечно, везёт не 6 разных видов топлива, она лишь имеет такую опцию — все медиа-экипажи на ралли или бензиновые, или дизельные.

В общем и целом, становится понятно, почему заправка редко попадает в круг внимания прессы: она обычная. Именно в этом кроется «крутизна» ралли-рейдов. Во‑первых, это сближает специально подготовленные гоночные экипажи и их серийных «собратьев»: мы понимаем, что в машина, на которых мы каждый день ездим на работу, используются те же технологии, что и в раллийных «монстрах», способных выдержать многочасовой пустынный рейд. Во‑вторых, это подчёркивает качество топлива: оно проходит тщательную проверку и организаторами, и поставщиками, и, конечно, командами.

Так что, заправляясь на обычной АЗС, вы можете закрыть глаза и на секунду представить себе, что ваш дальнейший путь — вовсе не по пробкам Ленинградки, а по бесконечной казахской степи. Вперёд!

©  Популярная Механика