Секреты мозга: зачем ему понадобилось блокировать звуки во время сна
Яркие сновидения с закрученными сюжетами вмиг перемещают подсознание в несуществующую реальность. Во сне можно искупаться в море в разгар самоизоляции, встретиться с друзьями а, если не очень повезет, с маньяком и детскими психологическими травмами. Тело при этом практически обездвижено и спокойно отдыхает под теплым одеялом, не покидая пределов комнаты. Если посмотреть на спящего со стороны, можно заметить лишь движения глаз. Это фаза так называемого быстрого сна. В ней мозг бодрствует, проявляя электрическую активность, как в течение дня.
Как центр управления организмом обрабатывает при этом внешние звуки? Почему сон продолжается даже после того, как неуемный сосед сверху включил дрель в воскресенье в 8 утра? Как студенты умудряются засыпать на паре по физике под не всегда монотонную речь лектора и перешептывания на задних партах? Существует ли скрытый механизм «блокировки» навязчивых звуковых волн, которым ничего не мешает проникать в уши, в отличие от света, который не пускают в глаза закрытые веки?
Нейробиологи считают, что быстрая фаза сна необходима для восстановления эмоционального баланса. Красочные сновидения сопровождают также процессы обработки новых знаний и умений. Пока мы летаем над ночным Парижем или безуспешно убегаем от преследователя с топором, мозг консолидирует информацию, полученную накануне — переводит из краткосрочной памяти в долгосрочное хранилище.
Ученые из CNRS и ENS-PSL во Франции и Университета Монаш в Австралии решили проверить, как внешние раздражители влияют на фазу быстрого сна, богатую сновидениями. Их исследование опубликовано в Current Biology. 18 добровольцам предложили отдохнуть в лаборатории и засвидетельствовать активность мозга на электроэнцефалограмме. Утром, когда глаза участников эксперимента начали быстро двигаться, ученые включили микс из речи на родном языке спящих и набора бессмысленных звуков.
Оказалось, что мозг во сне записывает поступающие сигналы и работает с ними так, будто тело не спит — распознает их. Предпочтение при этом было отдано значащей речи. Смысловая нагрузка, однако, либо игнорировалась, либо подключалась в сон, не нарушая его. Добровольцы после эксперимента рассказывали, что видели сновидения, связанные с транслируемыми посланиями.
На какие только хитрости не пойдет мозг, чтобы бодрствование человека не мешало раскладывать знания по полочкам. Придумывает сновидения, которые порой стыдно рассказать даже своему психологу; вырубает активность посередине лекции или заумной книги, лишь бы сохранить новые факты в памяти, и, как доподлинно известно теперь, блокирует речь и заставляет верить, что мелодия будильника — это сигнал вызова, после «ответа» на который еще минуту приходится сидеть с недоуменным видом.