Сделка века в сфере производства чипов: NVIDIA купила ARM
Данная сделка не случайна. Дело в том, что абсолютно все современные массовые чипы для мобильных устройств, сетевых контроллеров и встраиваемых систем (например, в телевизорах, мультимедиа-приставках и некоторых видах бытовой техники) строятся на основе архитектуры ARM. И у американской Nvidia, несмотря на свой основной «профиль» работы — видеокарты для настольных компьютеров, — есть большое количество продуктов, за которые приходится платить роялти британско-японской Arm.
Так что купить и не просто перестать платить, а начать собирать деньги с остальных производителей мобильных процессоров со всего мира — выглядит отличной идеей. Правда, для Nvidia данное приобретение «влетает в копеечку»: согласно официальному заявлению, общая сумма сделки превышает $40 миллиардов, из которых 21,5 млрд будут выплачены в виде акций NVDA, 12 млрд — переводом денежных средств (включая аванс в размере $2 млрд, перечисляемый в момент подписания договора), до $5 млрд бонусами прежнему владельцу Arm холдингу SoftBank Group Corp. и еще полтора миллиарда долларов в виде выплат сотрудникам приобретаемой компании.
Длительность оформления сделки обусловлена множеством проверок, которые она должна пройти в регулирующих органах, среди которых будут и антимонопольные структуры Японии, США и Великобритании. По заверениям представителей Nvidia, бизнес-модель и все договоренности Arm с партнерами сохранятся — новая материнская компания не планирует существенно вмешиваться в деятельность именитой «дочки». Но это все юридические тонкости и бухгалтерия: перспективы такого сотрудничества с точки зрения технологий по‑настоящему любопытны.
На данный момент Nvidia пока никак не конкретизирует свои намерения по интеграции интеллектуального капитала Arm в свои проекты. Пресс-релиз предоставляет только весьма общие фразы о том, что »объединяя собственные возможности в области искусственного интеллекта с обширной экосистемой процессоров на архитектурах ARM, удастся продвинуть вычислительные мощности «облачных» сервисов, смартфонов, компьютеров, автономных машин и роботов для совершения прорыва в технологиях «интернета вещей» и расширения сферы применения ИИ до каждого уголка планеты».
А если говорить о каких-то очевидных последствиях слияния двух столь мощных компаний, то в ближайшие годы можно ожидать появления совершенно новых линеек процессоров Nvidia как для мобильных и встраиваемых систем, так и для ноутбуков с настольными компьютерами. На фоне все более вероятного появления полноценных портативных ПК на ARM-чипах от Apple и других разработчиков, приобретение ключевых технологий для создания подобных микросхем выглядит весьма разумно.
Компания Arm — ведущий мировой «бесфабричный» чипмейкер. Это означает, что данная фирма только разрабатывает чипы, а производством по ее заказу занимается партнер. Впервые архитектура этой компании появилась на рынке в 1985 году, то есть почти одновременно с выпуском 32-битной версии x86. С тех пор вычислительные ядра ARM значительно эволюционировали и теперь встречаются в самых разных микросхемах, для которых важно не наличие множества сложных и специфических инструкций, а энергоэффективность, компактность и масштабируемость архитектуры.
Когда речь заходит о процессорах, чаще всего вспоминаются такие бренды, как Intel и AMD, чуть реже — мобильные Qualcomm, Samsung и Apple. Любители раритетов обязательно напомнят об IBM PowerPC и VIA, а самые дотошные не преминут уточнить, что в мобильном сегменте рынка существует еще множество игроков, включая MediaTek, HiSilicon (Huawei), Rockchip и даже ту самую Nvidia, которая теперь и покупает Arm. Однако почти ни одна из этих компаний не создает собственную микропроцессорную архитектуру, так как это невероятно сложно. Ее лицензируют у изначальных создателей: x86 у Intel, ARM — у одноименной компании.
Средняя величина лицензионных отчислений составляет менее 2% от стоимости каждой микросхемы, однако размер роялти значительно отличается: для более новых версий он выше, а для устаревающих дешевеет. Причем если лицензиат хочет не просто покупать право использования готовых к производству чипов, а создавать на базе архитектуры ARM собственные процессоры, стоимость такого контракта становится еще больше.