Самолет «Судного дня» замечен в полете в Техасе — почему он зеленый и «голый»

В Техасе сняли «голый» E‑4B Nightwatch — самолет Судного дня
В Техасе сняли «голый» E‑4B Nightwatch — самолет Судного дняИсточник: Тори Мэй Фонтана

Над Техасом заметили редкий борт — E-4B, известный как «самолет Судного дня». Он летел без привычной бело-синей раскраски, покрытый зеленым защитным грунтом на основе хромата цинка. Такой облик видят нечасто: машины этого класса обычно появляются уже после покраски, а тут — «голый» корпус, как на этапе заводских работ. Эти лайнеры служат воздушным командным пунктом на случай самых тяжелых ситуаций и позволяют руководству США сохранять контроль над войсками при любых обстоятельствах.

Необычный рейс заметили в Форт-Уэрте: E-4B вылетел из аэропорта Мичем с позывным Spice 98. По данным споттеров, борт заходил к International Aerospace Coatings (IAC) — там занимаются покраской и антикоррозионной обработкой. Далее маршрут, вероятно, вел в Сан-Антонио, на Kelly Field, где Boeing обслуживает флот E-4B и два VC-25A (Air Force One). Именно здесь эти тяжелые 747−200 проходят глубокий техосмотр, обновление кабельной сети, проверку герметизации и модернизацию агрегатов.

Судя по маршруту, самолет заходил в International Aerospace Coatings для работ по покрытию и направлялся на Kelly Field
Судя по маршруту, самолет заходил в International Aerospace Coatings для работ по покрытию и направлялся на Kelly Field Источник: Tori Mae Fontana

Даже без фирменной ливреи E-4B трудно перепутать: крупный обтекатель SATCOM в носовой части, «лес» антенн сверху и снизу фюзеляжа, узел дозаправки в воздухе — все на месте. Зеленый грунт не для красоты: он предохраняет алюминиевые панели от коррозии и обеспечивает адгезию слоев перед финальной окраской. После полного цикла покрытий машина снова станет белой с синей продольной полосой — это стандарт для NAOC.

Начинка у E-4B заточена под устойчивую связь и управление в условиях войны, включая ЭМИ. Борт экранирован, линии защищены фильтрами и заземлением, критические системы продублированы. Комплекс связи охватывает частоты от кГц до ГГц: КВ/УКВ/УВЧ, а также военные спутниковые каналы в SHF/EHF. Благодаря этому пилотам легко отдавать приказы, передавать шифрованные сообщения и принимать данные разведки из любой точки.

Есть несколько независимых источников энергии: генераторы на двигателях, усиленная APU и резервирование по контурам. При дозаправке в воздухе борт может находиться в небе сутками. Экипаж и штаб составляет более 100 человек. На борту есть рабочие места, узел планирования, конференц-зона, серверные стойки с климат-контролем. Судно развивает крейсерскую скорость порядка 900 км/ч, дальность без дозаправки поражает — свыше 10 тыс. км, взлетная масса — более 350 т.

Флот E‑4B стареет, поскольку базовые 747‑200 больше не производятся, поэтому ВВС продвигают программу SAOC (E‑4C) на базе 747‑8
Флот E‑4B стареет, поскольку базовые 747‑200 больше не производятся, поэтому ВВС продвигают программу SAOC (E‑4C) на базе 747‑8Источник: Tori Mae Fontana

Базовые 747−200 выпускались в 1970—1980-х, последний экземпляр сошел с конвейера в 1987 году, а сама линейка 747 уже не выпускается. Три нынешних борта начинали как E-4A, позже их довели до стандарта E-4B и оснастили расширенным комплексом связи. Дефицит деталей, устаревшие узлы и необходимость поддерживать стойкость к ЭМИ вынуждают ВВС держать плотный график ремонтов, перекомпоновок и модернизаций.

Sierra Nevada Corporation переоборудует парк, закупив лайнеры у Korean Air, и уже запустила ранние летные проверки. Сроки ввода в строй новых самолетов пока не разглашаются; обсуждается диапазон от 5 до 10 машин. Параллельно ВМС переводят миссию TACAMO с E-6B Mercury на E-130J Phoenix II, а функции стратегического воздушного командования частично могут закрепить за будущими SAOC — так выстраивается единый контур управления ядерными силами.

Пока новые борта не пришли, «старики» E-4B продолжают нести службу. Зеленая «кожа» техасского борта — знак плановой работы: проверка покрытия, обновление узлов, тесты антенн, калибровка каналов.

Ранее мы писали о том, что в России анонсировали МС-21−500 — лайнер нового поколения.

Поделиться

©  HI-TECH@Mail.Ru