Самолёт дня: Rutan Model 202 Boomerang

Первые попытки построить асимметричный самолёт начались ещё в 1920-е годы. Наиболее известным реализованным проектом был немецкий Blohm & Voss BV 141 конструкции Рихарда Фогта, разработанный в конце тридцатых. А в 1996 году знаменитый инженер Берт Рутан предложил и построил асимметричный «Бумеранг».

Идея Рутана состояла в том, чтобы создать двухмоторный самолёт, которым будет легко управлять даже в случае отказа одного из двигателей. То есть такой, в котором тяга будет симметричной и при обоих работающих силовых агрегатах, и при одном — причём любом.

Рутан отталкивался от вполне обычного Beech Baron BE58 (вот тут можно посмотреть на то, как развивалась идея на последовательных чертежах конструктора) и в итоге пришёл к очень необычной асимметричной конструкции. Одно крыло короче другого на 148 см, правый двигатель впереди левого на 1,5 метра, и, более того двигатели разные — один имеет мощность 200, а второй — 210 л.с. (впрочем, модель двигателя — одна и та же, просто разные модификации и настройки).

Не менее оригинальна, чем дизайн, система управления — «Бумеранг» оснащён центральным компьютером, регулирующим переменную скорость вращения винтов. Это позволяет, помимо всего прочего, сильно экономить на топливе.

Читать далее

Судьба самолёта сложилась странно. Он имел сенсационный успех на различных авиашоу 1996−1998 годов, летал хорошо, управлялся легко, а Берт Рутан разработал второе поколение, модель MB 300.

Но как-то не сложилось. Рутан хотел создать компанию воздушного такси, но в этой области (производстве самолётов схожего класса) больше преуспела крупная Cessna с моделью Cessna 414, денег не хватало, и единственный опытный образец, изготовленный Scaled Composites, так и остался единственным. Долгое время он пылился в ангаре, а в 2011-м был отреставрирован и снова иногда всплывает на авиашоу. Мир, кажется, ещё не готов к асимметричному дизайну.

Основные характеристики Rutan Model 202 Boomerang:

Экипаж: 1 пилот

Вместимость: 4 пассажира

Длина: 9,36 м

Размах крыльев: 11,12 м

Максимальная взлётная масса: 1900 кг

Двигатели: два Lycoming — модели TIO-360-A1B и TIO-360-C1A6D

Максимальная скорость: 530 км/ч

Крейсерская скорость: 402 км/ч

Практическая дальность: 3780 км

©  Популярная Механика