Самолёт дня: Aviation Traders Carvair
В конце 1940-х британский инженер, владелец компании Aviation Traders Limited Фредди Лейкер задумался над тем, как перевозить по воздуху автомобили. Он хотел построить нечто вроде автомобильного «авиапарома», причём желательно с минимальными затратами, путём конвертации из уже существующего самолёта.
В течение нескольких лет он изучал ситуацию на рынке воздушных перевозок автомобилей. В лучшем случае транспортники того времени брали на борт три легковушки плюс 20 пассажиров. К тому же машины «росли» — длина среднего британского легкового автомобиля в 1959 году была на 25 см больше, чем в 1950-м!
Тут же по счастливому совпадению авиалинии начали списывать устаревшие Douglas DC-4 с поршневыми двигателями и менять их на реактивные Douglas DC-8 и Boeing 707. Это сильно сбросило цену на DC-4. Лейкер тут же купил несколько подержанных «четвёрок» по £50000 за штуку и модифицировал их, изменив переднюю грузовую палубу. Получившиеся Aviation Traders Carvair могли везти целых 5 автомобилей + 22 пассажира в хвостовой части салона. 21 июня 1961 года первый «гадкий утёнок» Лейкера успешно поднялся в воздух. Конвертация стоила примерно £80,000, а продавались автовозы за £150,000, что давало £20,000 прибыли с одного самолёта. Помимо того, Carvair снялся в фильме «Голдфингер», что резко подняло его популярность.
Компания построила 21 автовоз, все были «оторваны с руками» и работали в США, Испании, Франции, Ирландии, ЮАР, Австралии и так далее вплоть до середины 2000-х. Лейкер действительно придумал исключительно удобную и крайне дешёвую схему. Он прожил долгую и счастливую жизнь, основал несколько авиакомпаний, четырежды был женат и умер в 2006 году в окружении детей и внуков.
До наших дней сохранилось два «Карвейра», №9 и №21, оба на лету и принимают участие в авиашоу.
Основные характеристики Aviation Traders Carvair:
Экипаж: 2 человека
Вместимость: 85 человек или 5 автомобилей и 22 человека (максимум 8770 кг)
Длина: 31,27 м
Размах крыльев: 35,82 м
Максимальная взлётная масса: 33475 кг
Двигатели: четыре радиальных двигателя Pratt & Whitney R-2000 Twin Wasp
Максимальная скорость: 400 км/ч
Крейсерская скорость: 334 км/ч
Практическая дальность: 3700 км
Практический потолок: 5700 м