Самцы богомола научились выживать после спаривания с самками
Всем известно, что после соития самка богомола откусывает самцу голову —, но некоторые виды выработали особую тактику того, как избежать неминуемой гибели
В реальности свыше 60% сексуальных контактов между южноафриканскими богомолами-спрингбоками — одним из почти 2000 видов богомолов во всем мире — заканчиваются тем, что самец выступает в качестве закуски после романтического досуга.
«Особи мужского пола играют в русскую рулетку всякий раз, когда сталкиваются с очаровательными самками-каннибалами», — объяснил Натан Берк, энтомолог из Оклендского университета и эксперт по брачным ритуалам богомолов.
Поэтому самцы-богомолы проявляют крайнюю осторожность при приближении к потенциальному партнеру. Их трудно винить. Но в то время как большинство из них будет подкрадываться сзади или отвлекать самку лакомым кусочком, у южноафриканских хитрецов есть совершенно иная, ранее неизвестная стратегия выживания. Исследование, посвященное данному феномену, опубликовано в Biology Letters.
«Под угрозой каннибалистического нападения самцы пытаются подчинить себе самок, сдерживая их в жестокой борьбе», — рассказал Берк. По его словам, самцы, выигравшие «драку любовников», с гораздо большей вероятностью преуспеют в завершении отношений, а значит борьба является одновременно тактикой спаривания и тактикой выживания.
Ключом к победе, согласно гладиаторским экспериментам с 52 парами богомолов, является право первого удара. Если самец быстрее схватил самку зазубренными передними лапами, у него появляется очень высокий (78%) шанс спастись. А если самец к тому же нанес серьезное, но несмертельное ранение самке в живот, то он в гарантированной безопасности.
«Я был очень удивлен, обнаружив, что самцы травмируют самок, пытаясь уговорить их спариваться», — поделился Берк. «Ничего подобного у богомолов раньше не наблюдалось».
Однако, если самка выходила победителем, самцов всегда убивали и пожирали.
В целом, мужские особи выходили на первое место более чем в половине случаев в этих поединках, которые в среднем длились 13 секунд. Победа в матче не вела автоматически к спариванию — оно происходило только в двух третях случаев, и даже тогда самец в половине случаев попадал в живот самки.