Шаг для человечества: какой была первая ракета
В этот день 96 лет назад в воздух поднялась первая ракета на жидкостном топливе. Но о ее первом и последнем полете люди узнали лишь спустя 10 лет
96 назад, 16 марта 1926 года, Роберт Годдард (1882–1945) запустил первую в мире жидкостную ракету. Эта неустойчивая на первый взгляд штуковина с камерой сгорания и соплом сверху горела в течение 20 секунд, прежде чем израсходовать весь жидкий кислород и бензин и оторваться от стартовой стойки. Ракета взлетела со снежного поля за пределами Вустера, штат Массачусетс, достигнув высоты около 12,5 метров и пролетев 56 метров по горизонтали. Она разбилась при ударе, но все равно стала большим шагом вперед для технологии того времени.
Когда была запущена первая ракета
Это событие даже не попало в местные газеты. Действительно, сдержанный профессор держал его в секрете в течение десяти лет. Он рассказал об этом лишь нескольким людям, а через пару недель — Чарльзу Г. Эбботу, директору Смитсоновской астрофизической обсерватории (и секретарю института после 1928 года). Смитсоновский институт финансировал Годдарда с 1917 года в надежде, что его ракета сможет поднять приборы над атмосферой—основной программой обсерватории было измерение солнечной активности и ее изменчивости.
В январе 1920 года Институт непреднамеренно сделал Годдарда всемирно известным, опубликовав его короткий, математический трактат «Метод достижения экстремальных высот» В пресс-релизе Смитсоновского института, давно утраченном, отмечалось его предложение поразить ночную сторону Луны ракетой, несущей вспышечный порох. Эта история быстро распространилась по всему миру и тиражировалась как рассказ о том, что ученый признал путешествие на Луну возможным. Но пресс-релиз также произвел много сенсаций. Добровольцы писали Годдарду с просьбой присоединиться к экипажу его предстоящего лунного путешествия.
Впоследствии он не отказывался говорить с прессой, но оставался скрытным в отношении своих технических экспериментов. Он боялся, что другие могут украсть его изобретения, так как был убежден, что он был первым человеком в мире, который придумал, как сделать космический полет возможным. Его паранойя только усилилась после того, как в 1920-х годах активизировались немецкие энтузиасты космоса. В 1930 году Годдард получил большее финансирование, когда знаменитый авиатор Чарльз Линдберг вмешался в работу фонда Гуггенхайма.
Профессор Университета Кларка провел большую часть 1930-х годов в Розуэлле, штат Нью-Мексико, строя и запуская гораздо большие ракеты. Когда Смитсоновский институт, Линдберг и Гарри Гуггенхайм подтолкнули Годдарда опубликовать еще один отчет в 1936 году, он наконец раскрыл запуск 1926 года. И все же, какой бы впечатляющей ни была его работа в Розуэлле, Годдард продолжал сопротивляться мольбам своих спонсоров обратиться за помощью, когда его обещания достичь верхних слоев атмосферы так и не оправдались. На самом деле работа Годдарда над жидкостными ракетами оказалась близкой к тупику, потому что он не хотел делиться ею ни с кем. Именно немцы совершили прорыв к крупномасштабному ракетостроению с помощью Фау-2.
Годдард лег на смертное одр, убежденный, что нацисты украли у него технологию. Его истинное значение оказалось не в изобретении жидкостной ракетной техники, хотя никто не может отнять у него первое. Однако он вдохновил других поверить, что космические путешествия произойдут, если ракетостроение будет развиваться. Бывший куратор Национального музея авиации и космонавтики Фрэнк Винтер показал глобальное влияние метода достижения экстремальных высот.
Почти сразу же научная фантастика, фильмы и научно-популярные рассказы признали ракету фундаментальной технологией космических полетов. До 1920 года это была лишь одна из многих идей и фантазий. Традиционная пороховая ракета не производила впечатления, а законы физики были неправильно поняты. После публикации Годдарда и ученых из СССР и Германии мнение стало меняться. Таким образом, Роберт Годдард, помимо своей воли, проложил нам путь к бегству с Земли, о чем он давно мечтал.