С днём рождения, Егор
Неделю назад имел неосторожность написать в социальных сетях в какой-то степени популистскую запись о том, что в очередной раз забыл поздравить с днём рождения одного из двух лучших друзей. И что я по этому поводу совсем не напрягся, а тот самый друг — даже и не думал обижаться.
Потому что нет никаких условностей и социальных норм, которые могли бы влиять на наше с ним общение. Я не поздравляю не потому, что я классный. Просто не могу ответить самому себе на два вопроса: «кто всё это придумал?» и «почему мы в это играем?». С тем же удовольствием я бы мог просить своих друзей проводить со мной время за делом, которое не доставляет им никакого удовольствия. Вот я люблю Егора за то, что он знает, что все мы разные. А принуждение — дело гиблое.
Можно догадаться, что произошло дальше (я вот не догадался) — меня обвинили в оправдании своего невежества. Что с таким же успехом я могу не обнять маму, не отдать пиджак девушке, что наше поколение забывает о традициях, что наступила циничная эра MasterCard. Хотя совсем не ясно, какое отношение всё это имеет к поздравлениям с днём рождения.
Кто-то не стеснялся высказываться при всех, другие писали мне лично. Писали о том, что не принято публично поднимать вопрос целесообразности давних традиций — кто я вообще такой? Диванный революционер? Что общество имеет однозначное определение тех, кто ставит под вопрос подобные нормы: одинокая, обозлившаяся на всех, несчастная сволочь.
Не сволочь я. С уважением отношусь к любому выбору человека: религии, убеждений и стандартов. Не испытываю никаких негативных эмоций к тем, кто празднует ту же свадьбу самым распространенным в России способом. Радуюсь за тех, кому приносит удовольствие караоке. Вот что меня действительно выводит из себя, так это принуждение. Когда кто-то начинает заставлять играть в свои стандартам людей, которым они чужды. Всем отказавшимся ставят диагноз — сволочи. У меня, в свою очередь, есть диагноз для раздающих подобные диагнозы — неполноценность.
Любители принуждения, шантажируя обидой, используют явления вроде дней рождения как социальный костыль, поддерживающий их неполноценность. Кому-то действительно нужно подпитываться от энергии людей, собранных в одном месте по причине рождения дорогого и значимого человека.
Такое невообразимое удовольствие им всем доставляет это представление, в котором мы должны высказать пожелания именно в присутствии всех окружающих (иначе что это за пожелания). Они не задумываются, что приходя на их мероприятия, некоторые задаются только одним вопросом: «Когда оно закончится?». Депрессия у тебя, расшатанное моральное состояние или неопределенность в жизни — ты все равно пойди на свадьбу, прими участие в весёлом конкурсе, послушай пение в караоке. Никто из принуждающих даже не задавался вопросом, почему люди вообще празднуют дни рождения — это пошло из религии, из Древнего Египта или из Греции? Я вот не знаю. Но перед тем, как требовать явки, пожалуй, в этом вопросе бы покопался. Сам я не только не обижаюсь на тех, кто меня не поздравил, но и не держу в голове список позвонивших.
В один момент я просто устал врать, что мне нужно уехать к брату, что заболел, что на работе не отпускают. Теперь просто говорю: «Меня не будет, потому что нет настроения». И люди стали медленно отваливаться: по меньшей мере, потерял четырех хороших приятелей. При этом никогда не отказывал никому из них в предложении встретиться вдвоем, поговорить о чем-нибудь насущном. Иногда хожу на дни рождения, если праздник человека совпадает с настроением. Когда человек приглашает в форме «будет время — залетай».
Мы тратим много времени на то, что часто не имеет под собой никаких оснований. «Да ты больше в соцсетях сидишь» — именно так, но это мой осознанный выбор. «Ну свадьба же всего лишь один раз в жизни» —, а у меня всего одна жизнь. Что от этого всего останется потом? Воспоминания о том, как я четыре раза в месяц сидел в неизвестных ресторанах в неудобных рубашках и натягивал свою улыбку?
Некоторые очень переживали за друга Егора, которого я в очередной раз не поздравил с днём рождения. Но отсутствие поздравлений не помешало ему приехать через несколько дней в Петербург и провести здесь одни из, без преувеличения, лучших выходных в нашей жизни.
Я стараюсь проводить ясную границу между заботой, помощью людям и обслуживанием чужих беспочвенных капризов. Не считаю необходимым продолжать дружбу с человеком только потому, что мы сидели с ним за школьной скамьей или вместе работали, если наши интересы стали расходиться. Прекрасно знаю, как часто заканчивают люди с подобной позицией. Но лучше уж в одиночестве и согласно своим убеждениям, чем с кучей прикольных, но идеологически далеких приятелей.
Дружба — это свобода. Признание интересов и принятие настроений человека. И ограничиваться эта свобода может только в тех случаях, когда диалог начинается со слов «мне нужна помощь».
Счастья-здоровья, Влад Цыплухин, Специально для TJournal
© TJournal