Рыцари будущего: боевые роботы кузнеца из России

В 2018 году на Бывалинском фестивале кузнечного искусства можно было увидеть интересную игрушку, где ребята ловко управлялись с двумя закованными в доспехи рыцарями, пытаясь снести с плеч голову соперника. Создавалось полное ощущение, что это настоящий средневековый раритет. Было странно видеть в нашу эпоху айфонов и компьютерных платформ детей, с увлечением рубящихся в «аналоговые» игры. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что это современная разработка.
91dc888e4e5d12aaf18e7cae4f3e7019_cropped
Александр Грек
10 января 2019 12:22

Обсудить 0

Автором этой рыцарской игрушки оказался потомственный кузнец Даниял Сурхаев из Павловского Посада. Кузнецом был его отец, и к кузнечному молоту руки Данияла привыкли еще со средней школы. На вопрос, сколько времени у него ушло на игрушку, он отвечает: тридцать лет. Почти вся жизнь. Раньше кузнечных навыков мастера просто бы не хватило.

Потомственный кузнец Даниял Сурхаев

bca9a6433f02c3549ebae2fb84d39b41_fitted_

Родился в Буйнакске в 1982 году;

Окончил Дагестанский государственный педагогический институт;

Инструктор по спортивному метанию ножа;

Член московского творческого союза кузнецов-художников и союза кузнецов России.

Солдатики

Какими были игрушки в Средние века? С девочками все понятно — куклы держат пальму первенства не одно тысячелетие. Археологи утверждают, что самые популярные игрушки у мальчиков — различные варианты лошадок, которые мог вырезать из куска дерева любой папа. На втором месте были, конечно, солдатики — из дерева, глины и даже соломы. У кого на какие хватало денег. Верхом роскоши считались раскрашенные оловянные солдатики и рыцари, но позволить себе такие могли только дети дворян. С расцветом рыцарской культуры в Западной Европе в XV веке стали появляться и первые реалистичные куклы с настоящей игру-шечной одеждой. Но сделать кинематических рыцарей никто не додумался. С другой стороны, кинетические игрушки в том же XV веке делали в селе Богородском недалеко от Сергиева Посада — все помнят классическую игрушку «медведь и мужик», где персонажи попеременно бьют молотами по наковальне.

Богородские игрушки, увлечение средневековыми доспехами, боевыми историческими искусствами и компьютерными играми — все это вместе в сознании Данияла перемешалось и вылилось в идею сражающихся средневековых рыцарей. Вплотную к ее реализации он приступил два года назад. От первого рисунка до железного изделия прошло полтора года. Сначала все было на бумаге, потом в пластилине, затем в картоне, и только потом в металле. Очень сложно было заставить все взаимодействовать. Больше полугода ушло только на отработку кинематической схемы. Очень сложно было собрать все воедино и соблюсти баланс. В качестве оружия изначально были выбраны меч и топор: меч более «раскручен» визуально, а топор более функционален исторически. И их взаимодействие открывает разные сценарии развития.

Голова с плеч

Цель игры — снести сопернику голову, которая держится на магнитах, — и дала название игрушке — «Сорвиголовы». Кинематика устроена так, что рыцарь может или уходить в защиту, прикрываясь щитом, или атаковать, полностью раскрываясь при этом. Во время защиты невозможно вести атакующие действия и наоборот. Даниял по образованию педагог, много времени проводит с детьми и создавал игрушку именно для них. Поэтому было важно, чтобы управление было доступным. Дети мгновенно понимают алгоритм управления рыцарями. Если двигаешь рычаг вперед — нападающий удар, вправо-влево — меняешь угол атаки, резко потянуть на себя, отстраниться — и рыцарь уходит в полную защиту. Защита присутствует не только у рыцарей, но и у детей: для игры они облачаются в защитные перчатки с толстыми крагами — удары у рыцарей далеко не шуточные. Что-то в рыцарях почти как настоящее — шлемы-топхельмы, кирасы, защита суставов. Кое-что придумано заново: задача сделать точную уменьшенную копию доспехов не стояла. Сначала Даниял делал игрушечное оружие каленым, но был вынужден отказаться от этой мысли: уж больно страшные зарубки оставляло оно на шлеме и доспехах героев, и после каждого игрового дня их приходилось серьезно ремонтировать. Но и сейчас игрушки периодически бывают в ремонте — приходится рихтовать и заглаживать вмятины.

Сорвиголовы 2.0

Сейчас у мастера в работе второе поколение «бойцов». На них есть одежда, реализовано более сложное управление одной рукой — по сути, это настоящее фехтование. Все суставы подпружинены, создается иллюзия реальных мышц. Мощность пружины зависит от вида оружия — чем мощнее оружие, тем мощнее пружина. Можно проводить хлесткие удары или нижние атакующие действия. Появилась возможность менять оружие. На верстаке Данияла лежат уменьшенные копии практически всех видов средневекового оружия, от булавы до экзотических чеканов. Ничего лучшего для причинения друг другу вреда при непосредственном контакте пока не придумали, шутит кузнец.

Даниял говорит, что в реальной битве выбрал бы молот. «У меня отец кузнец», — улыбается он. Мы испробовали пару топоров против кистеня, и оторвать нас от сражения было довольно трудно, явного преимущества ни один вид оружия не дает. Чуть подальше в мастерской лежат фигуры рыцаря, викинга, японского и китайского воинов. Их можно использовать и во втором поколении «сорвиголов», там герои съемные, но делались они для третьего поколения, в котором будет больше солдат и коллективные бои. Купить такую игрушку пока нельзя, можно только вдоволь наиграться на фестивалях. Дело в том, что битва довольно жесткая и почти после каждого игрового дня что-то приходится ремонтировать. Тем не менее Даниял всерьез размышляет о мелкосерийном производстве. Увидите в продаже — не раздумывайте. Не то что детей, пап от нее оттащить практически невозможно.

©  Популярная Механика