Rutan VariEze: самолет, который можно собрать дома

16.08.2016, 10:00
Обычно самолёты Берта Рутана изготовляются в количестве одного экземпляр и навсегда остаются диковинными опытными образцами. Кроме этого. Этот почему-то стал очень популярен.
Тим Скоренко
Самолёт дня: Rutan VariEze

Rutan VariEze — это кит-комплект, самолёт, который можно приобрести в разобранном виде и собрать у себя в гараже. Он построен по аэродинамической схеме «утка», когда горизонтальное оперение расположено впереди крыла.

Всё началось, когда Берт Рутан, ещё молодой и бурный, в 1972 году спроектировал и построил у себя дома самолёт-«утку» Rutan VariViggen. Никакой компании Scaled Composites у Рутана тогда ещё не было, была маленькая фирмочка Rutan Aircraft Factory, которая и продала пользователям порядк 60 кит-комплектов для сборки Rutan VariViggen.

Кит-самолёты оказались успешным бизнесом, и Рутан задумал более серьёзную модель — быструю, маневренную, безопасную. Ей и стал VariEze. В 1975 году был показан первый экземпляр модели с переделанным автомобильным двигателем Volkswagen. Уже второй прототип, построенный годом позже, имел мощный авиационный Continental O-200, плюс Рутан разработал простую систему крепления деталей, сделав в полной мере кит-самолёт.

В 1976 году начались серийные продажи, и за четыре года компания продала 2000 (!) китовых комплектов VariEze. Он стал одним из самых успешных самолётов для домашней сборки за всю историю авиации. Впрочем, покупатели собрали едва ли третью часть этого числа. Остальные «Рутаны» так и лежат где-то в своих ящиках.

Фото

Считается, что у Rutan VariEze невысокий процент аварийности относительно других самосборных самолётов. С 1976 по 2005 год произошло 130 инцидентов с его участием, 46 из них — с летальным исходом для пассажиров.

Фото

Интересно, что передняя опора шасси VariEze складывается, а задние — нет. В «парковочном» положении опору нужно сложить — самолёт должен стоять, уткнувшись носом в землю (это служит аналогом стояночного тормоза.

Технические характеристики Rutan VariEze :

Экипаж: 1 пилот + 1 пассажир Длина: 4,32 м Размах крыльев: 6,77 м Максимальная взлётная масса: 476 кг Двигатель: Continental O-200, 100 л.с. Максимальная скорость: 314 км/ч Крейсерская скорость: 266 км/ч Практическая дальность: 1468 км

Фото

©  Популярная Механика