Руль как опция: что такое "автопилот" и какой он бывает
Даже электромобили Tesla, которые являются своеобразным символом современных автомобилей с автопилотом, на самом деле не имеет функции беспилотного вождения. Какими бы ни были продвинутыми ассистенты водителя машин Tesla, на самом деле это лишь середина пути к полноценному автопилоту. Автопилоту в том понимании, какими его видит Общество автомобильных инженеров (SAE), которое и разработало общепринятую классификацию беспилотных машин.
Level 0
К этому уровню относится большинство автомобилей на дорогах мира. Этот уровень автономности подразумевает, что полный контроль над транспортным средством имеет человек за рулём — имеющиеся электронные помощники могут кратковременно вмешиваться в процесс, но не имеют постоянного контроля над машиной.
Mercedes-Benz
Level 1 («руки на руле»)
Более продвинутый вариант электронных ассистентов, которые помогают человеку управлять автомобилем — в частности, водитель контролирует руль и направление движения, а системы могут регулировать ускорение и замедление машины (круиз-контроль) или манёвры на ограниченной скорости (ассистент парковки). При этом человек должен быть готов в любой момент вмешаться в процесс и взять контроль над автомобилем на себя.
BMW
Level 2 («руки от руля»)
На этой стадии развития автомобиля за его разгон и торможение, а также за маневрирование в определённых условиях (смена полос движения на загородной трассе) полностью отвечает электроника. Человек может кратковременно убирать руки с руля, но водитель всё равно не имеет права отвлекаться от контроля за окружающей обстановкой и должен быть готов в любой момент взять управление на себя — за то, чтобы человек следил за дорогой, отвечают сенсоры в руле и камеры, контролирующие направление взгляда, которые деактивируют электронику и безопасно останавливают машину, если замечают, что водитель отвлёкся от дороги.
Tesla
Level 3 («взгляд от дороги»)
Этот уровень автоматизации управления позволяет водителю безопасно отвлекаться от процесса управления автомобилем — смотреть фильм или общаться по телефону —, но при этом у человека остаётся обязанность вмешаться в процесс управления, когда это потребуется. Технически это реализовано таким образом, что электроника заранее предупреждает водителя, что через определённый промежуток времени ассистенты отключаться и человек должен будет самостоятельно управлять машиной.
Audi
Level 4 («отвлечься от управления»)
Технически представляет собой развитие предыдущего уровня с той разницей, что в определённых ситуациях — конкретные обстоятельства вождения или конкретный район использования транспортного средства — человек может полностью отвлечься от управления автомобилем. Например, лечь спать или вовсе покинуть место водителя. При этом электроника должна быть готова безопасно остановить машину, если человек не в состоянии взять под контроль транспортное средство, когда это потребуется.
Toyota
Level 5 («руль как опция»)
Максимальный уровень автоматизации транспортного средства, где участие человека в процессе управления не требуется ни при каких обстоятельствах. В любых погодных условиях, в любом регионе и на любом типе дорог автомобиль движется самостоятельно без контроля со стороны водителя. Такой автопилот позволяет делать транспортные средства вообще без руля и педалей.
General Motors
На сегодняшний день максимальный уровень автоматизации вождения, который предлагают серийные машины — это Level 2, которому соответствуют ассистенты водителя Tesla. При этом компании официально запретили называть свои системы «Автопилотом», поскольку это вводит в заблуждение владельцев, считающих, что их электромобили способны ездить самостоятельно. Несмотря на то, что многочисленные видеоролики свидетельствуют, что Tesla в целом отвечает более высокому уровню автономности, сертифицированы системы как Level 2, поэтому формально это лишь продвинутый ассистент водителя и не более.
Дальше всех в автопилоте для серийных машин продвинулся концерн Audi. Флагманский седан Audi A8 последнего поколения технически соответствует уровню Level 3, но этот функционал заблокирован на программном уровне — всё из-за того, что законодательство пока не позволяет использовать транспорт с подобной автономностью по причине правовой неопределённости. Непонятно, кто должен нести ответственность, если автопилот устроит аварию на дороге — человек за рулём, компания-производитель автомобиля или разработчик автопилота? Есть и ряд других причин, по которым машины с автопилотом пока не допущены на дороги общего пользования кроме случаев испытаний под контролем человека.
В настоящее время машины с автопилотом уровня Level 4 тестирует Toyota, создав прототип на базе седана Lexus LS, а General Motors пошёл дальше и уже обкатывает технику Level 5 на базе электрического хэтчбека Chevrolet Bolt. Но на дорогах общего пользования массово такие автомобили появятся не раньше, чем будут внесены изменения в законодательство и в том числе в Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года. Она обязывает, во‑первых, человеку находиться за рулём, во‑вторых, водителя иметь возможность в любой момент вмешаться в процесс управления транспортным средством. Так что серийных машин с автопилотом (формально с электроникой, соответствующей уровню Level 5) на дорогах пока нет, а то, что мы привыкли называть беспилотными автомобилями, на самом деле не более чем транспорт с продвинутыми ассистентами. Но не автопилотом.