Руками и ногами: как работали автомобильные навороты прошлого

Руками и ногами: как работали автомобильные навороты прошлого

Сегодня CD-проигрыватель в автомобиле уже атавизм, а ведь до него был даже прогрессивный для своего времени проигрыватель виниловых пластинок. Ключ зажигания теперь не кривая арматурина, как сто лет назад, а крутой гаджет с дисплеем. Электрический стартер теперь ставят даже на газонокосилки. А вот вопрос на засыпку: когда появился первый автомобильный навигатор? Думаете, не раньше, чем был запущен первый спутник, где-нибудь в 1970-х? Логично, но неправильно. В списке оснащения концептуального универсала Ford Aurora 1964 года уже имелась навигация. Правда, карта в ней была бумажная, и если честно, то девайс не работал…
f3e5b214bdaee1b5878fed3d38a07930_cropped
25 апреля 2020 12:34

Еще бы, ведь первый GPS-спутник запустили только спустя 14 лет после появления фордовского концепта. Однако, это техническое недоразумение не мешало буйной фантазии инженеров. «Видите красную точку на карте? Это наше местоположение! Погрешность? Да ерунда — пара миль, не больше». Конечно, идея не прижилась: во‑первых, система была размером с прикроватную тумбочку, так еще и непонятно, как разработчики предполагали перемещать бумажную карту по окну «дисплея». Полноценная навигационная система на серийном автомобиле появилась лишь в начале 1990-х.

К черту навигацию: сложно и слишком дорого. Давайте о чем-нибудь попроще, например, о поворотниках. Сегодня мигающими желтым цветом лампочками никого не удивишь, но в начале прошлого века все было иначе. Лампочки, конечно, были, но только у стоп-сигналов, на поворотники они перекочевали далеко не сразу. По началу это было забавное устройство под названием семафоры. При его включении из боковины автомобиля выскакивал и тут же прятался обратно посредством электромоторчика рыжий пластиковый флажок, прадедушка современных блинкеров, а делалось это с той же частотой, что сегодня мигают пресловутые лампочки. Более того, на некоторых рынках эта штука была такой же опцией как и дворники.

Кстати, о дворниках. Сегодня щетки стеклоочистителей есть в базовом оснащении самой простецкой тачки. В движение они приводятся электромотором и так называемой трапецией. Вам же не придет в голову, что раньше у дворников было мудреное устройство с какими-то там тросиками, как у спидометра, а скорость их работы напрямую зависела от скорости автомобиля. А ведь когда-то все было именно так. Взять наш Москвич-402: через шестерни с распредвала вращение передавалось в небольшой редуктор, который и заставлял щетки драить ветровик. Ливень? Больше ходу!

Ладно, с дворниками понятно, а как насчет стеклоомывателя? Не менее оригинальная опция и ее устройство. На ВАЗ-2101, например, омыватель имел ручной привод: бачок, трубки, форсунки и заветная резиновая кнопочка. Чем интенсивнее понажимал, тем обильнее смочил лобовое стекло. Надо ли говорить, что пользоваться этим чудом инженерной мысли было как-минимум неудобно? Чуть позже кнопка уступила место педали, но все одно — чертовски неудобно. Хорошо, все это осталось в прошлом.

Там же и пепельница-пылесос от Chevrolet Bel Air образца 1955 года. Покурил, затушил, бросил в пепельницу и тут же включил встроенный пылесос! Оцените полет фантазии: пепельница всегда девственно чиста! Но рынок сказал «нет» всасывающей опции.

Увы, крутой бензиновый калорифер, как на советских ЗАЗах, тоже не прижился. Эта шикарная печка была, пожалуй, единственным стоящим агрегатом, произведенным в Запорожье. Бандура, конечно, занимала целую прорву места, воняла как черт знает что, но грела — мама не горюй! Даже в лютый мороз печка моментально отапливала заиндевевший салон «Запорожца», можно было не ждать прогрева двигателя — она вообще работала автономно от мотора.

Зато другая опция пришлась потребителю очень даже по вкусу. Романтичное название Twilight Sentinel («Сумеречный Дозор») говорит само за себя. Это первый серийный датчик света, который был предложен для Cadillac 62-й серии, а позже достался и другим моделям концерна. Обратите внимание на молдинг на левом крыле над фарами: едва заметное окошко — это и есть та самая опция. Да, поначалу все тоже было не гладко: фотоэлемент глючил, фары частенько включались невпопад, а встроенный таймер мог попросту не сработать. Короче, первый блин комом. Но инженеры не унывали: сегодня датчик света вполне себе обычная опция.

Ещё больше по темам

Обсудить 0

Лучшее за неделю
Читайте также

©  Популярная Механика