"Выживут только сильнейшие, с рынка исчезнут неэффективные компании"
Интервью с Маркусом Штурцингером, экспорт-менеджером компании Rotronic AG.- Какое влияние оказал финансовый кризис на европейский ИТ-рынок? На мировую ИТ-отрасль?
- Финансовый кризис нанес удар по реальной экономике и коснулся выделения кредитов различными финансовыми институтами. Процесс кредитования стал более сложным. Меньше всего ощутили на себе последствия кризиса компании, которые имеют возможность оперировать собственными ликвидными средствами. При благоприятных условиях они даже, возможно, смогут увеличить свое присутствие на рынке. Однако в целом объемы рынка должны будут сократиться. Вместе с тем, в сложившейся ситуации имеется положительный момент для потребителей - снижаются цены на продукцию.
- Насколько сильно кризис отразился на деятельности вашей компании?
- Как семейная компания, Rotronic не представлена на фондовой бирже. Вместе с тем на протяжении более чем 40 лет наша компания имеет неплохие позиции на европейском рынке. Благодаря этим факторам последствия кризиса для нас пока не слишком ощутимы. К тому же, в течение последних пяти лет мы старались обезопасить себя от возможных экономических потрясений. В частности, Rotronic не стремился значительно расширять штат сотрудников и наращивать производственные мощности. Думаю, нынешний кризис в результате только укрепит наш бизнес.
- Предпринимаются ли вашей компанией какие-либо антикризисные меры? Насколько успешно?
- К концу прошлого года, когда ипотечный кризис в США стал очевиден, мы предприняли ряд шагов, с тем чтобы избежать возможных трудностей. К тому времени рынки уже были "перегреты", и катастрофа представлялась неизбежной. В подобной ситуации одним из наиболее важных инструментов анализа является взаимодействие с партнерами, дистрибьюторами и производствами по всему миру. Благодаря этому инструменту мы получаем наиболее полную картину происходящего. У нас есть контакты в разных странах, что позволяет нам, используя имеющиеся сведения, формировать стратегию компании в условиях кризиса.
Мы ведем активную деятельность на нишевых рынках. Нашими сильными сторонами являются доступность и качество продуктов, а также надежность компании как производителя и поставщика. С начала этого года мы отмечаем ежемесячный рост, в среднем, на 10% по сравнению с прошлогодними показателями. Это говорит о том, что наши клиенты по достоинству оценивают преимущества работы с Rotronic.
- Какие коррективы кризис внес в стратегию будущего развития вашей компании?
- Rotronic, как и прежде, будет выпускать новые продукты. Незначительно вырастут объемы инвестиций в разработку. Кроме того, мы намерены сделать свои продукты еще более доступными, чтобы повсеместно удовлетворять потребности покупателей и повышать уровень их лояльности. Предполагается некоторое снижение стоимости продукции Rotronic, но это, разумеется, ни в коей мере не отразится на ее качестве, так как идет вразрез с политикой компании.
- Какую пользу, по вашему мнению, ИТ-отрасль может извлечь из разразившегося глобального кризиса?
- Выживут только сильнейшие, с рынка исчезнут неэффективные компании. На плаву останутся те компании, которые уделяют должное внимание дистрибуции и сервису. Сейчас необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы вернуть доверие потребителя. Улучшится сервисное обслуживание, т.к. оно приобретает все большее значение в нынешних условиях. Те ритейлеры и производители, кто не уделяет этому аспекту должное внимание, рискуют не пережить период кризиса.
- Как вы оцениваете ближайшее будущее ИТ-рынка в Европе? Какие прогнозы вы можете дать, учитывая сложившую финансовую ситуацию в мире?
- У кризиса есть и положительные стороны. Благодаря экономическому спаду серьезные вендоры смогут укрепить свои позиции. Выживут те, кто располагает определенными резервами и не отягощен избыточными производственными мощностями.
До середины 2009 года сфера ИТ, безусловно, будет демонстрировать отрицательную динамику. Позже начнется постепенное восстановление рынка, и в последующие 2 года установятся умеренные темпы роста. Конечно, я бы очень хотел ошибаться в своих прогнозах в надежде, что рынок восстановится быстрее. В общем же, вести бизнес в такие времена - непростая задача, только будущее покажет, кто с ней справился.
© @Astera