«Российскому банкингу пора выходить на зарубежные рынки» — Колонка совладельца «Модульбанка»
Совладелец «Модульбанка» Яков Новиков написал для vc.ru колонку о том, почему российские цифровые банки современнее и технологичнее банков США и Европы.
Пару фактов. В Израиле до сих пор не принимают кредитные карточки с чипами — только с магнитной лентой. Все операции по кредитке отображаются в мобильном банке только на следующий день. Там нет дебетовых карт, по которым можно платить за границей. А в выходные даже внутри страны не переводят сто долларов. Впрочем, это все не мешает Израилю быть меккой стартап-индустрии. Которая, правда, ориентирована на внешний рынок.
В это же время незамеченным осталось то, что именно российский «Сбербанк» впервые придумал автоплатеж, а затем внедрил SMS-банкинг — за границей до сих пор часто удивляются, когда узнают, что у нас перевод с карты на карту можно сделать через SMS. В Англии только сейчас объявили о создании первого в мире только мобильного банка для предпринимателей, в то время, когда у нас еще два года назад был запущен NonameBank.
«Модульбанк» первым сделал возможным резервировать счет для предпринимателя за минуту и открывать его за час. Возможно, вы удивитесь, но даже в самых развитых странах это обычно занимает неделю. «Точка» раньше всех запустила банковского чат-бота для Facebook. А Тиньков вообще создал самый большой онлайн-банк для физических лиц в мире.
Мы привыкли считать, что во всем отстаем от западных компаний: по скорости, развитию продуктов, эффективности. Но если посмотреть на банковскую отрасль, то по многим параметрам российские цифровые банки ушли на пять-семь лет вперед.
Попробуем разобраться, почему так произошло
Молодой банковский рынок. В Европе и Штатах банкам уже 100−200 лет. Например, в США еще вовсю пользуются чековыми книжками. Для нас чековая книжка — отрыжка прошлого. Если посмотреть на российские банки, можно увидеть, что они гораздо быстрее внедряют новые продукты.
Например, чат-боты, о которых сейчас говорят как о современном тренде, появились в «Сбербанке» еще пять лет назад. «Сбербанк» запустил первого чат бота — SMS-банкинг. Вы могли написать в SMS номер телефона и сумму, и она списывалась с карты на телефон. То, что для наших клиентов стало буднями — например, мгновенное зачисление денег на счет, в Штатах становится основой для создания целого инновационного банка Simple с капитализацией больше 100 миллионов долларов.
Устаревшая ИТ-инфраструктура. Зарубежные банки делали основные инвестиции в 90-е годы. Сегодня их устаревшие ИТ-технологии сильно сдерживают появление новых продуктов. В банках часто целый зоопарк разных ИТ-систем. На внесение небольших изменений в продукт уходят месяцы.
Цифровые банки в России создавались в последние несколько лет. За ними не тянется хвост старых ИТ-технологий. Поэтому, например, в «Модульбанке» мы первыми два года назад запустили mobile-first банк для предпринимателей. «Альфа-банк» экспериментирует с платформой финансирования «Поток». Эти технологии позволяют выстраивать эффективные, а главное — прибыльные бизнес-модели.
Долгая карьерная лестница. В России банки, особенно цифровые, — молодые компании. Средний возраст сотрудников в «Модульбанке» или «Тинькофф» — меньше 30 лет. Совсем другая картина в Европе. Однажды в одном из немецких банков нас решили познакомить с перспективным сотрудником, который в 45 лет стал начальником отдела продаж. Сложно ждать от «опытных» сотрудников инноваций. Молодые сотрудники, наоборот, чувствуют тренды и создают продукты для таких же, как они.
Российский рынок более агрессивный. Привлекать клиентов конкурента, предлагая им льготные условия — хороший тон. Это агрессия и конкуренция, которые стимулируют двигаться, меняться. В Германии нам долго объясняли, а мы не могли понять, почему новый банк не может предложить свои услуги клиенту конкурента, почему не может позвонить и договориться о встрече?
В Европе и Штатах инновациям и принципиально новым продуктам сложно появиться в банках. Поэтому возникает много стоящих рядом финтех-сервисов. В России все наоборот. Лучшее место для инноваций — это новые цифровые банки, такие, как «Тинькофф», «Модульбанк», «Точка».
Нас часто спрашивают, изучали ли мы зарубежный опыт, запуская «Модульбанк». Так вот — изучали. И убедились в том, что не нам нужно копировать то, что сегодня существует в мире. А российскому банкингу пора выходить на зарубежные рынки. Российские банки новой волны сегодня больше похожи на ИТ-компании. И именно они стали привлекательной сферой для инвестиций.
Теги
© vc.ru