Российский рынок медицинского туризма: завышенные цифры и упавший интерес — Мнение создателя сервиса Recomed.ru

Основатель сервиса для поиска медицинских услуг за границей Recomed.ru Роман Кононов написал для vc.ru о состоянии рынка медицинского туризма. Автор уверен, что многие отраслевые стартапы сознательно завышают данные о спросе на такие услуги.

Поводом для написания этой колонки послужило большое количество спекуляций и мифов на тему рынка медицинского туризма, особенно в России. Официальной статистики не существует, поэтому часто стартапы, которые выходят на новый раунд инвестиций, выступают с осознанно завышенными оценками рынка. Иногда в цифры включается оздоровительный туризм (spa&wellness). Каков же на самом деле размер рынка медицинского туризма в России на сегодняшний день?

0c684544195027.jpg

Исходя из собственного опыта и внутренней информации, которую мы получаем от клиник за рубежом, а также из доступных публичных источников, можно говорить о 20 тысячах человек, ежегодно выезжающих на лечение. Туристов, которые поскользнулись на отдыхе в Египте, сюда включать не стоит, это другой вид бизнеса.

Важно понимать, что почти половина из этого числа — это самостоятельные туристы, которые не испытывают проблем с языковым барьером и предпочитают вести работу напрямую с клиниками. Ввиду большого количества бывших соотечественников в таких странах, как Израиль и Германия, зачастую общение с принимающей стороной ведётся на русском.

Как агентство медицинского туризма наш проект существует уже более восьми лет. За это время накопилось много статистики и данных по разным направлениям: в базе агентства более 800 клиник из 40 стран мира, с топ-менеджментом которых я знакомился лично, перед тем как отправлять пациентов на лечение.

В основу работы проекта был заложен принцип индивидуальной работы с каждым пациентом в формате консьерж-службы. Учитывая исключительность каждого медицинского случая, особенно в онкологии, невозможно заранее без предварительного консилиума врачей предоставить готовый «пакетный план» лечения с фиксированной стоимостью.

Существует много факторов, таких, например, как, стадия заболевания, тактика лечения, в случае если это хирургическое вмешательство — количество часов аренды операционной, количество дней последующей госпитализации, а также состав и дозировка химиотерапии. Поэтому по каждому случаю пациенту необходимо предоставлять медицинские выписки, которые переводятся и отправляются врачам на рассмотрение.

Если пациент согласен с предложенной тактикой лечения и сметой, организовывается дальнейшее сопровождение: бронирование авиабилетов, отелей рядом с клиникой, помощь в оформлении визы, подбор переводчика-координатора в стране лечения, а иногда и борт санавиации для транспортировки тяжело больных.

Схема монетизации проекта проста — это фиксированный координационный сбор за ведение медицинского случая от первичного обращения до возвращения домой, который составляет 150 евро. Важно отметить, что пациент производит все оплаты за лечение исключительно напрямую в кассу клиники и по ценам клиники.

Каждый год мы проводим исследования на фокус группах и видим, что 97–99% пациентов изучают информацию в интернете о клинике, враче и так далее. Даже если клиника была рекомендована друзьями или коллегами. Благодаря сервису wordstat.yandex.ru можно понять каков вообще интерес к теме медицинского туризма.

Так, «лечение в Израиле» в январе 2016 года искали всего 13 тысяч раз. На долю «Яндекса» в русскоязычном интернете приходится около 60–70% поисковых запросов, а остальное — преимущественно на Google. Так можно сформировать понимание реального интереса к этой стране с точки зрения медицинского туризма.

Стоит отметить, что конверсия по сайтам в обращение через форму заполнения заявки или звонка в среднем не превышает 5–7%. При хорошем качестве трафика каждый 20-й обратившийся выезжает на лечение за рубеж.

С какими заболеваниями обращаются наши сограждане и в какие страны чаще всего выезжают и как сказался кризис на предпочтениях россиян?

Само понятие медицинского туризма связано с мотивацией получить доступ либо к технологиям, которых нет на местном рынке, либо к услугам по более выгодным ценам. В связи с экономической ситуацией в России получение медицинских услуг за рубежом по более низкой цене уже не выглядит реалистичным.

Для российского потребителя необходимость лечения за границей связана прежде всего с недоверием к отечественной медицине, уже затем — с желанием получить доступ к технологиям, компетенции. Очень часто приходится сталкиваться с запросами из серии «Мы хотим попасть к врачу, который участвовал в разработке вакцины против рака мозга».

Спрос упал почти в два раза, а по таким направлениям как Великобритания, США и Турция отсутствует почти полностью ввиду политических конфликтов, ярко освещаемых в СМИ.

В европейской части России в число наиболее популярных направлений по-прежнему входят Израиль (45% медицинских туристов из РФ) и Германия (35%). Жители Дальнего Востока, в свою очередь, предпочитают Корею, Китай, Таиланд и Японию.

Заметен сильный спад количества заявок на искусственное оплодотворение, роды, стоматологию, эстетическую хирургию, check-up (обследования). В условиях кризиса люди едут лечиться за границу преимущественно со сложными случаями в хирургии, онкологии, с генетическими заболеваниями.

В два с половиной раза сократился и средний чек, который россиянин оставляет при лечении за рубежом. Теперь пациенты стараются пройти только диагностику, определить тактику дальнейшего лечения и продолжить лечиться уже по месту жительства. По нашим наблюдениям, ожидаемого некоторыми участниками рынка перераспределения трафика пациентов на такие эконом-варианты, как Индия, Польша, Венгрия и Прибалтика не произошло. Все-таки в силу стереотипов и зачастую обоснованных, люди предпочтут лечиться в России, вместо того, чтобы ехать в Калькутту.

Несмотря на падение рынка и закрытие большого количества мелких агентств, в России происходит органическое перераспределение рынка в пользу сильнейших игроков. Можно признать, что мы подготовились к этому хорошо, имея самую большую базу клиник и стремясь предоставить качественный сервис. На сегодня 37% наших месячных продаж — это так называемый канал лояльности: клиенты, которые рекомендуют нас знакомым, и те, которые обращаются повторно.

Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru

©  vc.ru