Российский ритейл не торопится с большими данными
По данным опроса CNews Analytics (март-апрель 2014 г.), даже крупнейшие розничные сети страны пока очень осторожны в вопросе использования решений больших данных. Были опрошены компании, входящие в сотню главных игроков российского ритейла. Как оказалось, только 6 из 27 респондентов применяют в настоящий момент технологии больших данных. При этом ни один из них не смог поделиться, для каких именно задач. Обнаружилось и принципиальное нежелание российских ритейлеров говорить о больших данных. Процент отказов от комментирования существенно превысил аналогичный показатель опросов в других секторах.
Еще 7 ритейлеров из опрошенных планируют внедрить такие решения в ближайшее время. Большинство же не работают с огромными массивами информации и даже не планируют это делать. Из первой тридцатки российских ритейлеров ровно треть однозначно ответила «нет» большим данным. Даже в Auchan Groupe ответили, что такие технологии не используют. С другой стороны, известно, что технологии больших данных применяет «Озон.ру» — онлайн-ритейлер, не входящий в первую сотню. Можно предположить, что в российских реалиях анализ больших данных — это пока стратегия, скорее, высокотехнологичных организаций. Из топ-30 только две компании применяют эти технологии, в том числе сеть гипермаркетов «Лента» (с весны 2012 г.). Сейчас проект находится в стадии пилотной эксплуатации. Считается, что самый масштабный и эффективный проект больших данных в российском ритейле реализован в компании «Юлмарт».
Большие данные в российском ритейле
Применяют Планируют внедрение Не применяют и не планируют Лента X5 Retail Group Auchan Groupe Городской супермаркет (Азбука вкуса) Metro Group ГК О«Кей Глория Джинс (Gloria Jeans & Gee Jay) М.Видео Евросеть Мегафон Эльдорадо Компьютерный центр ДНС Юлмарт ГК Связной Седьмой континент Алькор и Ко (Л`Этуаль, BonJoli) Спортмастер (ГКСпортмастер) Белый ветер Центробувь Гиперглобус* (Globus) Atac* МТС Детский мир — Центр Супермаркет «Кировский» O’STIN (ГК Спортмастер) Spar Источник: CNews Analytics, 2014
*по данным CNews Analytics
В то же время эксперты ИТ-рынка считают розницу одной из наиболее очевидных сфер применения инструментов больших данных. Эти технологии позволяют персонализировать взаимодействие с покупателями, повышать их лояльность и удовлетворенность маркетинговыми компаниями, оптимизировать торговые точки и размещение товаров, эффективно управлять поставками, складами и т.д. Но и этим список задач, которые ритейлеры могли бы решить с привлечением анализа больших данных, совсем не ограничивается.
Предполагается, что в ближайшие 2–3 года число розничных сетей, анализирующих большие данные, может увеличиться более чем вдвое. Как рассказали CNews в X5 Retail Group, компания уже рассматривает к внедрению и оценивает потенциал решений из области больших данных. Основной сферой применения могут стать анализ поведения потребителей, выявление скрытых потребностей, прогноз и оценка эффективности промо-мероприятий.
Юрий Сафронов, директор по информационным технологиям компании «Белый ветер», считает наиболее целесообразным внедрение технологий больших данных для тех процессов, в которых задействованы большие массивы данных о текущих и потенциальных клиентах: программы лояльности, социальные сети, активность на сайте и т.д. «Кроме того большие данные можно использовать для анализа рынка, действий конкурентов, в ценообразовании и других направлениях», — считает он.
В числе ритейлеров, отказавшихся от анализа больших данных, есть те, кто принял это решение осознанно и аргументированно. Сергей Козырь, директор по информационным системам группы компаний «О«Кей», говорит, что не видит необходимости внедрять технологии больших данных в настоящий момент: «Сейчас «О«Кей» получает «небольшие» данные в структурированной форме. В полном понимании больших данных в нашей компании нет. Что касается всего российского рынка, то пока не знаю ни одного ритейлера, который бы использовал большие данные вживую. Наверное, Big Data скорее будет интересна маркетингу, чем топ-менеджерам компании».
Уровень проникновения технологий больших данных в российском ритейле заметно ниже, чем в отечественном банковском секторе. По данным CNews Analytics на январь 2014 г., 10 из топ-30 российских банков применяют технологии анализа больших данных, а еще 7 планируют внедрение.
Аналитики называют два основных фактора, которые препятствуют развитию больших данных в различных отраслях российского бизнеса: во-первых, уровень готовности к применению новых технологий, во-вторых, наличие квалифицированных специалистов и аналитиков.
© CNews