Российский экстрим-режиссёр вместе с MacBook Pro на M1 снимает чудеса природы. Интервью с Александром Фёдоровым

Все мы хотели бы следовать своей страсти, путешествовать по миру и делиться этим с другими. У некоторых даже получается. Но единицы умеют это делать красиво.

Одним из таких успешных и заметных авантюристов является Александр Фёдоров — российский фотограф, режиссёр, автор YouTube-канала Bad Planet.

iPhones.ru, а также портал FCP.co пообщались с Александром о его творческом пути, необычных историях из экспедиций и том, как MacBook Pro на M1 с Final Cut помогает ему в работе.

— Как ты начал профессионально заниматься путешествиями?

Я вырос в Москве, учился на инженера-механика, получил степень магистра по специальности «турбины для реактивных самолётов». Потом понял, что я далеко не городской житель, и, закончив университет, я добрался автостопом до Монголии, а во время путешествия останавливался у множества монгольских семей.

У меня был небольшой фотоаппарат. Я фотографировал их быт, и мне это нравилось. Честно говоря, тогда особых планов в жизни у меня не было. Но я чётко понимал, что больше не хочу быть инженером-механиком.

Я путешествовал по Китаю, Тибету, Тайланду и думал, что можно попробовать стать фотографом в Nat Geo. Я начал писать в издания в попытках продавать фотографии. Несмотря на то, что я получил от них много отказов, нашёлся один редактор, который согласился их публиковать. Вскоре я начал работать в таких журналах, как Nat Geo Russia и Discovery Russia.

Спустя время у журналов снизились бюджеты, отчасти из-за того, что они стали конкурировать с блогерами и веб-порталами. Посмотрев на пример других, я решил, что могу работать на себя, вести блог и использовать своё оборудование. По-сути, всё, что мне нужно — это камера и компьютер. Так я стал кочевником-фрилансером.

— Ты смог побывать в одних из самых труднодоступных мест мира, в том числе глубоко в тропических лесах Амазонки. Расскажи об этом путешествии и мультимедийной выставке, которую вы потом организовали в Москве.

Помню, что я тогда был в Боготе, Колумбия. Друзья подарили мне книгу Уэйда Дэвиса «Одна река». Книга как раз была посвящена Амазонке. Уэйд Дэвис — биолог, который даже жил с теми племенами. Мы с моей девушкой (она занимается журналистикой) подумали, а почему бы не попробовать пройти по маршруту Уэйда.

Когда приехали в те края, мы встретили первое племя Яномами, которое живёт прямо в тех джунглях. К сожалению, ехать ездить в те края оказалось незаконно, и мы были арестованы военными. Просидели в тюрьме около месяца, пока посольство не вывезло нас оттуда.

Когда нас выпустили, мы продолжили путешествие по Эквадору, кочуя от племени к племени. Мы всё это фотографировали, а я умудрился взять несколько интервью. Ещё я записал застолья, праздничные песни, всю эту невероятную атмосферу в деревнях, используя диктофон Zoom H1N.

В сумме мы посетили пять племён в разных странах, где протекает Амазонка. Они все очень сильно отличались друг от друга. Одни более традиционные, а другие — более современные. У них есть моторные лодки, телевизоры и так далее. Ах да, по поводу выставки.

Тогда я начал работать с Panasonic в качестве амбассадора камеры Lumix. После путешествия я написал им с просьбой спонсирования выставки, они выделили бюджет на аренду помещения, предоставили колонки, проекторы и телевизоры. Мы нашли пустое пространство для проведения, создали практически с нуля галерею внутри благодаря добровольцам, которые согласились нам помочь.

В конце концов у нас получился небольшой музей с фотографиями, видео с интервью и иммерсионным звуком. Также у нас была лекционная площадка, на которой разные специалисты от антропологов до биологов, каждые выходные приезжали к нам и рассказывали что-то интересное. Это была замечательная выставка.

— Как и почему ты решил перейти от фотографии к кинопроизводству?

Я чувствовал, что фильмы снимать проще, чем фотографировать и организовывать выставки, чтобы заработать. Смотри как получается: вы снимаете историю, тратите месяц на монтаж и потом у вас куча мест, куда готовую работу можно подать. Вы можете обратиться к кинотеатрам, стриминговым сервисам, в конце концов выложить ролик на YouTube.

Возможностей масса. Когда я закончил свой первый фильм, посвящённый женщинам Дагестана, я написал в несколько кинотеатров и спросил: «Вы это покажете?». В итоге нашлось множество кинотеатров, которые его решили показать, и мы заработали довольно много денег.

Переход к съёмке стал естественным, потому что камера Lumix имеет широкий спектр возможностей для кинематографистов. Мой первый документальный фильм был посвящён иранским кочевникам. Снят он был так себе, но всё равно умудрился набрать два миллиона просмотров на YouTube, и мне от этого грустно (смеётся). Мне бы хотелось, чтобы столько просмотров было у каких-то моих последних работ.

— Ты монтируешь видео с помощью Final Cut Pro. Ты использовал какие-то другие приложения для этого?

Я работал только в Final Cut Pro и Premiere Pro. DaVinci Resolve прошёл мимо меня, потому что тогда я уже по уши влюбился в Final Cut. Эта программа имеет очень красивый, отзывчивый и дружелюбный интерфейс.

Главное в Final Cut — это повествование. Вам не нужно открывать клипы, чтобы их увидеть, так как стоит лишь навести курсор мыши. Так очень легко находить фрагменты, которые ты потом помещаешь на таймлайн. Причём клипы примагничиваются друг к другу. В отличие от Premiere Pro, их не нужно вручную двигать, это сильно экономит время и упрощает процесс монтажа.

Помню, я как-то находился 10 часов в аэропорту, в ожидании вылета из Карачи. Там был Макдоналдс, и всё это время я сидел там и монтировал короткометражку о парне, путешествующем по Пакистану с самоваром. Всё это я делал в Final Cut и результат меня удивил. Это уже можно было публиковать.

Однажды я подумал, почему не попробовать Premiere Pro? Знакомые меня подталкивали к этому, потому что это всё-таки действительно более профессиональная программа, к тому же у неё есть поддержка After Effects. А в монтаже AE действительно полезен. Но если пользоваться им, то надо пользоваться и Premiere Pro.

Я так и сделал при монтаже трейлера документалки про иранских кочевников. Это был кошмар, потому что разобраться в том, как Premiere Pro работает, очень трудно. Клипы не примагничиваются: если ты перемещаешь один вперёд другого, то нужно делать целых два действия, чтобы переместить их потом в ряд.

Размещённые эпизоды на таймлайне ничего не отображают, это просто цветные квадраты, в то время как у Final Cut, они содержат в себе кадры, образуя диафильм. В этом намного проще ориентироваться. Итак, я вернулся к Final Cut и стал его глубже изучать. На YouTube сотни крутых бесплатных уроков, я по ним как раз и учился.

Больше к продуктам Adobe я не возвращался. Я придерживаюсь традиционного способа монтажа, когда один кадр создаёт историю, а другой заставляет её двигаться вперёд. FinalCut подходит для этого как нельзя лучше. Я не разбираюсь в механике этого процесса, мне больше нравится философия процесса. Его философия — главная составляются Final Cut Pro.

— Ты сам занимаешься цветокоррекцией и финишной обработкой в Final Cut Pro?

Да, я сам занимаюсь цветокоррекцией. Снимаю в формате v-log. На Lumix S1H, а так вообще стараюсь снимать в ProRes RAW, если под рукой рекордер Atomos Ninja V.

— Что ты ощутил, как профессионал, при переходе с Intel на M1. Как это повлияло на рабочий процесс?

Я ощутил, что теперь могу монтировать видео вживую, без необходимости создавать прокси, что ускорило весь процесс монтажа на месте. То есть теперь мне проще прямо во время съемок отсматривать материал, сразу создавать сюжет и корректировать сами съемки.

Я могу быстро понять, какие сюжеты мне нужно доснять сразу же на месте. Например, так я монтировал сюжет про виндсерфинг прямо на серферской станции. Потом я приехал домой, уже спокойно сел за стол, и из отснятого и уже сложенного в сторилайне материала я буквально за вечер сделал весь ролик.

Снимаю теперь в Apple Prores 422, который All-Intra и поэтому менее требователен к железу и более качественен из-за того, что в нем нет сжатия как в H265. И с новыми мощностями я без каких-либо беспокойств могу наложить стабилизацию и любой цветокор, зная, что даже сторилайн длиной в 2 часа будет спокойно монтироваться без тормозов.

Но кроме этого дрон, GoPro и вторая камера, которая у меня для съемок себя и для блогов, все еще снимают в H.265 10 бит, что значит, что так или иначе у меня будут футажи с сильным сжатием на сторилайне. На М1 я не почувствовал никаких проблем с их монтажом, даже если накладываю стабилизацию и цветокор. Я не знаю, что было бы, если бы весь сторилайн длиной в 2 часа был в H.265, но поскольку это не мой случай, то я и не переживаю.

Видео про виндсерфинг я снял в Apple ProRes RAW 14 бит в 6К, и он прекрасно показал себя без прокси на монтажке. Apple утверждает, что я могу монтировать даже в несколько потоков в Raw 4k, и я в этом не сомневаюсь, учитывая, что с 6к никаких проблем не было. В итоге в Raw ограничение ложится только на жесткий диск. Из-за огромных битрейтов, RAW я могу монтировать только с SSD (Встроенного или внешнего).

— Расскажи подробнее о своей последней экспедиции в воды между Аляской и Россией.

Началось это всё в прошлом году во время начала пандемии. Я искал большой проект, и мне очень хотелось оставаться на природе. Тогда я наткнулся на несколько новостей, после которых я обеспокоился изменением климата. Так я начал снимать первый проект в Арктике про группу учёных, изучающих таяние ледников. Дело в том, что это зона вечной мерзлоты, все мамонты и другие животные, которые там давно умерли, не разложились. Они просто законсервировались во льдах. Но из-за того что ледники тают, их тела начинают гнить и выделять метан с CO2.

Я поехал туда, чтобы запечатлеть их жизнь. Это прекрасные люди, любящие свою страну и природу. Они одержимы идеей вернуть крупных животных в тундру. По их мнению, привозя туда животных, им удастся изменить экосистему с болота на пастбище, как это было там изначально. Таким образом можно замедлить таяние вечных ледников.

То есть они пытаются создать экосистему с миллионами квадратных километров площади. Звучит безумно, и мне очень хочется верить что у них всё получится. Это тот тип людей, которые живут мечтой делать добро и вдохновлять всех других людей, которые тоже хотели бы это делать.

Сами съёмки прошли быстро: когда мы опубликовали фильм, у него было много просмотров, а некоторые известные люди его увидели и решили сделать ребятам пожертвование. Это даёт им возможность продолжать своё дело и идти к цели.

В этом году я познакомился с ещё одной сумасшедшей спасительницей мира (смеётся). Она профессор морской биологии в Сиэтле. Сама она из России, и как раз в этом году собирается вернуться на родину, чтобы исследовать причины сокращения популяции морских львов на Курильских островах. Берингов пролив всё-таки очень богатая экосистема, и какие-то критические изменения в ней отразятся на всей природе.

— Какая самая необычная история, которая случилась с тобой во время путешествий?

Вот видео об этой ситуации.

Здесь я рассказываю о том, как мы попали в плен к венесуэльской армии, пытаясь снять документальный фотопроект про амазонские племена. Я просидел месяц в джунглях с военными, пока посольство не прислало за нами военный самолет. История улетная, обещаю.

— Какие ещё продуктами Apple ты пользуешься?

У меня Apple TV 4К и iPhone 12 Pro. В случае с iPhone, мне очень понравилось, что на компьютере появились приложения, которые синхронизируют совместную работу с фотографиями между iPhone и MacBook. Для блога в Instagram мне приходится очень много фотографировать, и сейчас лайфстайл я в основном фотографирую на телефон.

Мне очень понравился Darkroom (бесплатно) на iPhone для обработки изображений, во многом потому что не нужно было импортировать снимки, и Darkroom работает напрямую с моей библиотекой. На Mac М1 Darkroom появился в Десктоп версии. И теперь я могу снимать на Айфон, в процессе эти фотографии синхронизируются с моим облаком в iCloud.

Потом я открываю компьютер, и вижу все снятые фотографии в Десктопной версии Darkroom, и могу их быстро обработать. А обработанные снимки уже окажутся на iPhone, и я без каких-либо пересылок фотографий между девайсами смогу запостить их в Инстаграм. Это оказалось очень удобно.

— Почему решил взять MacBook Pro 13 с M1, а не Pro 16?

Я так понимаю, имеется ввиду Pro 16 на Intel. Потому что если бы был 16-дюймовый на некоем более быстром аналоге М1, я бы взял его без раздумий. А по сравнению с Intel, во-первых, 13 дюймовый весит меньше, компактнее и мобильнее. Во-вторых, хоть это и сложно оценить напрямую, он кажется работает с такой же скоростью (в целом, а не только по процессору) или даже быстрее. И если это так, то M1 еще и выигрывает продолжительностью автономной работы.

Кроме того, М1 — это что-то новое и революционное, что хотелось попробовать. И после нескольких месяцев эксплуатации я советую брать именно 13 на М1. Очевидно, что когда такой прирост скорости на новой архитектуре превзошел все ожидания, Apple будет полностью переходить на М1 и довольно быстро: весной появились iMac и iPad на М1.

Поэтому, чтобы девайс радовал на года вперед, был запас на будущее, лучше сразу взять М1, и в ближайшие несколько лет смотреть, как его производительность в целом только растет, пока все больше и больше приложений переписывают под М1.

За М1 будущее, и выбора уже просто нет. При этом, я советую подождать тем, кто хочет получить все плюсы мака на 16 и еще большую автономность и скорость. Очевидно, скоро выйдет линейка макбуков 16 на новых ARM процессорах, которые будут мощнее и автономнее чем 13 на М1. Они завоюют профессиональный рынок на годы вперед и будут лучшим вложением денег в свой рабочий процесс. Если не хочется их ждать, то конечно же М1.

©  iphones.ru