Российские ученые проследили связь между изменением климата и частотой пожаров в Сибири

В ходе полевых исследований, спутниковых наблюдений и компьютерного моделирования ученые Красноярского научного центра СО РАН установили четкую связь глобального потепления и повышения интенсивности природных пожаров в Арктической зоне Сибири. В результате роста температуры и снижения влажности воздуха с каждым годом увеличивается воспламеняемость деревьев, кустарников, травы и сухостоя. В северо-восточной Сибири процесс идет быстрее, чем в северо-западной, особенно сильно страдают лиственные леса.
В среднем раз в пять лет случаются катастрофические по своим последствиям «пожарные» сезоны, когда возгорания не удается потушить несколько месяцев, и огненная стихия успокаивается лишь с началом осенних дождей.

Помимо ущерба для экосистем и хозяйственной деятельности масштабные пожары на севере несут еще одну, не столь очевидную опасность. В очагах стремительно тает вечная мерзлота, высвобождая накопленные в ней огромные запасы углерода. В результате в атмосферу поступают основные парниковые газы — диоксид углерода и метан, что подстегивает процесс глобального потепления.
Углекислый газ массово выделяется и во время горения древесины, но тут есть утешительный парадокс: природный пожар выделяет много дыма, который копится в атмосфере и снижает инсоляцию. Земля из-за возгораний греется не так быстро. При таянии мерзлоты никакого дыма нет — глобальному и локальному потеплению ничто не мешает. Подсчитано, что в Арктике среднегодовая температура растет в два раза быстрее, чем в среднем по планете.
Старший научный сотрудник Института леса имени Сукачева СО РАН кандидат технических наук Евгений Пономарев оптимизма не питает. По мнению ученого, пока климат продолжает теплеть, будет усиливаться роль высокоинтенсивных природных пожаров и усугубляться тяжесть их последствий.

О катастрофическом таянии мерзлоты, оказавшейся совсем не вечной, мы рассказали здесь.
