Российские ракетные двигатели защитит плазменная "кольчуга"
![Александр Пономарёв](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/020/020a316ddfc7efceb2ee2dd96d37c87b_cropped_50x50.jpeg)
![Российские ракетные двигатели защитит плазменная «кольчуга»](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/e25/e25e5b4077e12a0ccaaab78dae8f208f_ce_2048x1365x0x0_cropped_666x444.jpg)
Российские ученые разработали плазменное покрытие по типу средневековой кольчуги
Специалисты Самарского национального исследовательского университета имени С.П. Королёва анонсировали разработку нового защитного покрытия для конструктивных элементов ракетных и авиационных двигателей, которое сможет уберегать их от рабочих температур от 1500 градусов Цельсия. Новое покрытие собираются наносить на внутренние поверхности сопел и камер сгорания, лопатки турбин и другие элементы двигателей и энергоустановок.
«Применение подобного термобарьерного покрытия позволит значительно увеличить ресурс и надежность работы ракетных и авиационных двигателей, газоперекачивающих и энергогенерирующих установок, а также микрогазотурбинных двигателей, применяемых на беспилотных летательных аппаратов. Согласно расчетам, внедрение разрабатываемой технологии должно, как минимум, в два-три раза продлить ресурс важнейших конструктивных элементов горячего тракта двигателей, снизив тем самым необходимость в ремонте и замене дорогостоящих деталей», — подчеркнул старший преподаватель кафедры производства летательных аппаратов и управления качеством в машиностроении, научный сотрудник НИИ технологий и проблем качества Михаил Гиорбелидзе.
![](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/67a/67a1570dddef3cc8bada307fd26ce5f0_cropped_666x444.jpg)
Как отмечает ученый, в струю из плазмы, направленную на обрабатываемую поверхность, подают частицы тугоплавкого вещества в виде порошка. После ускорения и нагрева в плазме частицы станут попадать на обрабатываемый объект, образуя покрытие. Это покрытие станет формироваться по принципу кольчуги, в которой чешуйки толщиной 10–20 мкм будут соединяться особым порядком, образуя защиту толщиной менее полумиллиметра.
По словам Михаила Гиорбелидзе, новое покрытие за счет сочетания высоких значений адгезионной прочности и термостойкости позволит уменьшать тепловые нагрузки и локализовывать возникающую в ходе эксплуатации усталостную трещину в пределах одного кристаллита покрытия, а кроме того даст конструкторам силовых установок повышать рабочую температуру газа перед турбиной.