Российские электромобили — они какие? Вот несколько амбициозных проектов
По данным агентства «Автостат», в феврале 2023-го из всех проданных новых машин в России доля электромобилей достигла 1%. В основном речь про электрокары китайского производства, но в последние годы всё чаще появляются и отечественные проекты.
Evolute — Dongfeng по-русски
В марте 2022-го Минпромторг и компания «Моторинвест» объявили о запуске автобренда Evolute. Модели предлагаются исключительно на электроприводе. Сейчас ассортимент включает седан i-Pro и три кроссовера (i-Joy, i-Sky и i-Jet; продажи последних двух ещё не начались).
Все они собираются на липецком заводе «Моторинвеста». Именно собираются: из КНР приходят почти готовые машинокомплекты. Хотя изначально авторы проекта говорили о степени локализации автомобилей в 5000 баллов, что даже больше, чем у Lada Granta (3280 баллов по шкале Минпромторга). Да и темпы «производства» пока грустные: за четыре месяца 2022 года «Моторинвест» отгрузил 1700 электромобилей. Цель на 2023-й солиднее — 18 тысяч.
Прототипами для Evolute выступают серийные авто китайского концерна Dongfeng. Так, за шильдиком i-Pro скрывается модель 2017 года под названием Dongfeng Aeolus E70.
E-Neva от производителя ПВО
О запуске российского кроссовера E-Neva оборонный концерн «Алмаз-Антей» объявил в 2021 году. Это компактная полноприводная машина с мощностью около 435 л. с. и запасом хода в 460 км. Позднее планируют расширить линейку новинками.
В основе E-Neva лежит собственная платформа за авторством Обуховского завода. Кузов тоже разработан в РФ, точнее в Санкт-Петербургском политехническом университете.
Тем не менее пока кроссовер не добрался до серийного производства. Сейчас в «Алмаз-Антее» планируют старт выпуска на 2026-й. Концерн хочет штамповать по 55–65 тысяч автомобилей в год. Сообщалось, что производственные мощности для этого выделит АвтоВАЗ, которому достался бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге.
«Атом», но не браузер
Проект электромобиля есть и у КамАЗа — «Кама-1». В изначальном варианте это суперкомпактный четырёхместный автомобиль (длина 3400 мм) со 109-сильным электромотором и батареей, которая обеспечивает запас хода до 450 км.
Прототип «Камы-1» показали ещё в 2020 году и обещали наладить серийное производство в 2024-м. Однако в конце прошлого года КамАЗ объявил о ребрендинге проекта. Теперь электромобиль именуется «Атом». Точнее, электромобили: на днях стало известно, что под этой маркой представят сразу четыре модификации:
-
одноместную Delivery;
-
двухместную Duo;
-
четырёхместную Taxi;
-
пятиместную Family.
К разработке силовой установки привлекли «Росатом» и Нанкинский университет в Китае. Заявлены следующие характеристики: передний привод, система рекуперации энергии, запас хода — 500 км, максимальная скорость — от 130 до 170 км/ч в зависимости от версии.
Ожидается, что изготовление «Атома» начнётся в декабре 2024 года. Ближайшая задача бренда — выпуск 75 тысяч машин ежегодно. Они отправятся не только в страны СНГ, но и в Поднебесную.
Автор: Антон Курилов
© 4PDA