Российская технология предупредит покупателей о просроченных продуктах
Специалисты из ИТМО разработали технологию, которая поможет автоматически определять, испортились ли продукты. Ее будут использовать в новой умной упаковке, рассказали в пресс-службе вуза.
В ИТМО отметили, что покупатели при выборе продуктов ориентируются на их состояние. Нередко визуально сложно понять, годен ли тот или иной товар, поэтому важным индикатором стала маркировка о сроке годности. Однако продукты могут испортиться раньше положенного времени или даже остаться свежими, когда дата на упаковке уже истекла. Помимо этого, в еде могут развиться опасные микроорганизмы, угрожающие здоровью.
Новая разработка ИТМО поможет исправить ситуацию. Определить настоящий срок годности помогут флуоресцентные индикаторы. Они основаны на углеродных точках, которые закреплены на полисахаридах. Это биосовместимые материалы, нетоксичные для людей. Испытания в лаборатории показали, что такие индикаторы реагируют на сероводород, который при гниении выделяют, например, морепродукты, курица и мясо. От концентрации вещества зависит яркость индикаторов под ультрафиолетом. Чем его больше, тем тусклее свечение.
Ученые рассказали, что индикаторы можно размещать с внутренней стороны прозрачной пленки, покрывающей контейнеры с едой. Исследователи уже разработали прототип модуля, который используется вместе со смартфоном. Работает это следующим образом. Модуль размещают над пищевой упаковкой, после чего специальный светодиод направляет ультрафиолет на прозрачную пленку. Камера смартфона определяет, как реагирует индикатор, после чего компьютерная программа определяет, как изменилось свечение.
Пока что технология находится на стадии разработки. В будущем модуль хотят сделать более компактным. Благодаря этому его можно будет разместить в магазине возле продукции. Покупатели с помощью специального мобильного приложения смогут быстро проверить, испортились ли товары или нет. Пока что исследователи не сообщают, когда специалисты подготовят финальную версию.
Ранее ученые выяснили, что сочувствие «грустным» бананам помогло и экологии, и продажам.