Российская космическая яхта: взлет через пять лет?
Схема полета предполагается «самолетная»: взлет с обычного аэродрома, разгон до гиперзвука, набор высоты 120−140 километров на скорости 3,5 Маха, затем обратный вход в атмосферу на скорости 0,85 Маха и планирование до того же аэродрома, с которого начался полет. Аппарат будет беспилотным, но «на борту всегда будет находиться пилот для комфорта туристов». Форум в Сочи проходил 14−15 февраля 2019 года, выдержки из интервью с Бегаком РИА «Новости» опубликовало в понедельник, 18 числа.
Сейчас проект находится в стадии просчета траектории и нахождения оптимального времени нахождения в условиях невесомости. «Опыт показывает, что людям не обязательно быть в невесомости 10 минут», — сказал генеральный конструктор. Будет ли использоваться самолет-разгонщик для первого этапа набора высоты, какой тип ракетного двигателя и топлива в нем собираются использовать, пока не раскрывается. Ориентировочная стоимость билета — 13,5−20 миллионов рублей.
Александр Бегак известен созданием «бегалета HYPE». Некоторое время он публиковал на своем YouTube-канале отчеты о путешествии на своем изобретении по городам России. Тем не менее, информация о сверхлегком летательном аппарате чрезвычайно противоречива: в пресс-релизах часто указывается электротяга, а на демонстрационном видео показан ДВС, создатели говорили об уникальности и новизне разработки, тогда как за 10 лет до этого представлялись похожие прототипы на различных выставках. Также нет объективных данных о реальных характеристиках аппарата.
Самыми именитыми конкурентами «космической яхте», скорее всего, станут Blue Origin американского миллиардера Джеффа Безоса и Virgin Galactic, идеологом которой является британский магнат и филантроп Ричард Брэнсон. Первая уже успешно испытала во всех режимах свою суборбитальную ракету New Shepard и готовится к полету с людьми на борту в 2019 году. Это система вертикального взлета и посадки, с ракетным двигателем собственной разработки, топливом для которого являются жидкий кислород и водород. Во время тестовых полетов четыре раза достигалась высота более 100 километров. Пассажирская капсула рассчитана на шесть мест, пилот не предусмотрен, полет полностью автоматический. Стоимость билетов до сих пор официально не объявлена, но по слухам она составит те же 200−300 тысяч долларов США.
Момент отрыва New Shepard с пассажирской капсулой от стартового стола
Virgin Galactic используют схему с самолетом-разгонщиком, который поднимает ракетоплан до высоты 15 километров, затем тот отделяется и запускает собственный двигатель. SpaceShipTwo достиг высоты более 80 километров в ходе последних трех из нескольких десятков тестовых полетов. Целевая высота — 110 километров. В проекте реализованы несколько нетрадиционных решений: сложное сверхзвуковое оперение и гибридный ракетный двигатель (твердое топливо на основе полиамида и сжиженный оксид азота в качестве окислителя). История разработки насчитывает уже более 10 лет, ракетоплан рассчитан на двух пилотов и шестерых пассажиров, стоимость билета — 250 тысяч долларов.
Самолет-носитель (разгонщик) WhiteKnightTwo с закрепленным на нем SpaceShipTwo (центральный фюзеляж)
Суборбитальный полет проходит на скорости ниже первой космической (7,9 км/с) и является гораздо более простым в реализации, чем полноценный выход на орбиту Земли. По международным стандартам, условная граница космоса расположена на высоте 100 километров над уровнем моря. Таким образом, туристы в суборбитальном полете официально смогут считаться космонавтами. В конце прошлого года ученые из Международной авиационной федерации (FAI) предложили своим коллегам из Международной астронавтической федерации (IAF) обсудить возможность снижения официальной границы космического пространства до 80 километров от Земли.