Россияне сократили траты на смартфоны. Дело не только в упавших доходах
Исследовательские агентства GS Group и TelecomDaily подсчитали, что средняя цена покупки смартфона в РФ за минувший год снизилась на 15–20%. На это повлияли разные факторы — от изменения структуры рынка до падения реальных доходов граждан.
Что известно
Средний чек за телефон в 2022-м снизился с 23 300 до 19 200 рублей, говорят в GS Group. А по подсчётам TelecomDaily, типичная цена мобильного устройства в прошлом году составила 19 500 рублей. В Wildberries вообще говорят о чеке в 15 000 рублей. Правда, вряд ли много кто приобретает действительно дорогие аппараты через маркетплейс.
Несколько причин
По данным Росстата, фактические доходы россиян (то есть за вычетом обязательных платежей и скорректированные на инфляцию) за январь-ноябрь 2022-го снизились на 1,1%. Иными словами, номинально доходы граждан в течение прошлого года неплохо увеличились, но всю прибавку поглотила инфляция — её размер по итогам 2022-го составил 11,94%.
На поведение потребителей повлияли и шок от изменений, и ожидаемые экономические трудности. По данным мониторинга НИУ ВШЭ, во втором квартале 2022 года показатель субъективной благоприятности условий для совершения крупных покупок (к которым можно отнести и электронику) уменьшился на 14 процентных пунктов — до 46%. Это подтвердил глава ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев: по его словам, «покупатели стали чаще выбирать товары низкого ценового сегмента, всё больше ориентируются на скидки».
Но уже летом 2022-го сложилась уникальная ситуация: несмотря на масштабные санкции для российской экономики, рубль окреп по отношению к другим валютам до показателей 2015 года. К тому моменту удалось наладить цепочки поставок электроники, и цены поползли вниз: в августе представители «М.Видео — Эльдорадо» сообщали, что ассортимент и стоимость смартфонов вернулись на уровень начала 2022-го. Это и подстегнуло спрос, и повлияло на средний чек.
Ещё один фактор — перестройка отечественного рынка гаджетов. В прежние годы в первую тройку производителей по продажам стабильно входили Apple и Samsung. Теперь их место занимают Xiaomi, realme и Tecno, которые делают ставку на модели доступного и среднего класса. Это подтвердили «Ведомостям» сотрудники ведущих ритейлеров. Азиатские бренды успели занять нишу, пока магазины не наладили параллельный импорт и в официальной рознице сложно было найти премиальные аппараты.
По подсчётам «М.Видео — Эльдорадо», в 2022-м на китайские смартфоны пришлось 65% проданных устройств, тогда как в прежние годы их доля не превышала 50%. А россияне, привыкшие к топовым телефонам, всё чаще пользуются услугами перекупщиков с «Авито» и «Горбушки». Как рассказал эксперт «Авито», продажи айфонов на этой площадке выросли почти на 40% по сравнению с 2021 годом.
Автор: Антон Курилов
© 4PDA