Россиян защитят от травм при работе с роботами: новая технология
Ученые из Казанского федерального университета (КФУ) создали технологию, которая должна снизить травмоопасность при работе людей рядом с роботами-манипуляторами. Эта тема актуальна в промышленной среде, поскольку все чаще на производстве используется роботизированный труд автоматов. Новая разработка основана на компьютерном зрении и предназначена для коллаборативных машин.
Плотность роботизации производств растет с каждым годом. И у автоматов много преимуществ. Они не знают усталости и могут работать долгое время, снижают себестоимость продукции. Однако при некоторых условиях использование манипуляторов затруднено. Например, в коллаборативной сборке, где в одном пространстве находятся машина и человек. В такой ситуации обостряется вопрос безопасности сотрудника. Он может не рассчитать траекторию движения инструмента робота или оказаться на пути какой-то опасной детали.
Эта проблематика изучалась на разных уровнях во многих странах мира. Одной из распространенных идей является полный запрет на использование роботов рядом с людьми. В таком случае рабочие пространства должны быть строго разделены: и туда, где трудятся машины, людям доступ запрещен. Это накладывает определенные ограничения на производственные процедуры. Вторая идея заключается в создании коллаборативных роботов, настроенных на соседство с человеком. Такие системы могут уступать классическим промышленным в скорости выполнения задач, зато безопасны.
Именно для коллаборативных роботов и придумали свою технологию авторы исследования. Они подробно описали расположение и функционал датчиков и камер, которыми должен быть оснащен такой робот. Специальное программное обеспечение стремительно анализирует информацию об окружающей обстановке и дает сигнал прервать операцию при возникновении риска попадания человека в опасную зону. Эксперименты показали, что оборудованный такими датчиками робот в любом случае реагирует быстрее и правильнее, чем человек, который им управляет или оказывается рядом.
Авторы уже создали работающий прототип системы, которую можно применять на конвейерных производствах. Для демонстрации используется датский коллаборативный робот UR. В следующем году система будет испытана на казанском роботе «Эйдос Робототехника», а затем на промышленном KUKA.
Ранее мы рассказывали, что в аэропорту Пулково появятся беспилотники для перевозки багажа.