«Роскосмос» рассекретил документы об истории отечественного ракетостроения
Разработать ракеты поручили 63 заводам 16 союзных министерств и двум главным управлениям Совета министров
9 апреля 1946 года в своём кремлёвском кабинете Сталин провёл совещание по вопросам ракетостроения и ракетного оружия, итогом которого стал выход Постановления Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года №1017–419сс «Вопросы реактивного вооружения». В соответствии с этим документом при Совете Министров СССР был создан Специальный комитет по реактивной технике, на который возлагались задачи по организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и практических работ в области реактивных систем.
Участвовать в создании управляемых ракет предписывалось 63 заводам 16 союзных министерств и двум Главным управлениям Совета Министров СССР. Сегодня «Роскосмос» представил несколько документов, с которых началась история отечественного ракетостроения и освоения космоса. Среди них — записка Народного комиссара авиационной промышленности СССР Алексея Шахурина о результатах обследования германского научно-исследовательского института ракетного вооружения в Пенемюнде, записка о проведении опытных пусков ракет А-4 (Фау-2) и многое другое.
После завершения Великой Отечественной войны советское военное командование поставило задачу собрать максимум информации о новейших образцах ракетной техники, разработанных нацистскими учеными. Для этого в германские научные и производственные ракетные центры были направлены советские учёные, в том числе Сергей Королев, Борис Черток, Николай Пилюгин и другие.
Согласно постановлению, в СССР создавался Специальный комитет по реактивной технике, определялись головные министерства по разработке и производству реактивного вооружения, создавались профильные научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и полигоны. Среди первоочередных задач были обозначены полное восстановление технической документации и образцов Фау-2 и зенитных управляемых ракет, восстановление лабораторий и стендов, подготовка кадров и специалистов, которые овладели бы конструкцией Фау-2.
Работы по развитию реактивной техники признавались важнейшей государственной задачей. Тем же документом сообщалось о переводе ряда немецких специалистов в Советский Союз. «В целях обеспечения жильём переводимых в СССР немецких специалистов по реактивной технике поручить тов. Вознесенскому предусмотреть в планах распределения выделение до 15 октября 1946 года 150 разборных финских домов и 40 рубленых восьмиквартирных домов по разнарядке Специального комитета по реактивной технике», — говорится в постановлении.
Всем инженерно-техническим работникам и рабочим в НИИ, КБ и опытных заводах ракет дальнего действия предлагалось установить повышенные оплату труда, премирование и материально-техническое обеспечение. В то же время до 1 апреля 1948 года на предприятия должны были направить тысячу инженеров за счёт переброски из других отраслей промышленности и переподготовки оканчивающих вузы.