Роскошь по-сталински: сравниваем правительственный ЗиС и народный “Москвич”

07.10.2022, 15:09
Современного водителя сталинский лимузин ЗиС-110 не впечатлит роскошью — скорее, поразит её скудостью. Простой «Москвич» же комфортом мало отличался от велосипеда. Попробуем сравнить автомобили друг с другом: к каким выводам мы придём?
Рома Назаров
Роскошь по-сталински: сравниваем правительственный ЗиС и народный «Москвич»
Автоклассика

Гамма легковых автомобилей, выпускавшихся в СССР в первые послевоенные годы, состояла по большому счёту из трёх автомобилей: правительственный ЗиС-110, среднеразмерный ГАЗ-20 «Победа» и малолитражный «Москвич-400».

Даже топовая роскошь уникального ЗиСа, разрабатывавшегося с оглядкой на личные вкусы «вождя народов», не поражает. Многие опции, которые сейчас есть даже в Lada Granta, в нём отсутствуют.

При этом ЗиС был неизмеримо богаче в комплектации, чем народный «Москвич», и подчёркивал привилегии партийной номенклатуры перед простыми советскими людьми.

ЗиС-110 Алексей Задонский / Википедия
Вариант с кузовом фаэтон в музее Вадима Задорожного.

Топовая vs базовая:  комплектации 1940-х

Ни о каком подогреве сидений или регулировке поясничного упора речи тогда просто не шло. Что там, коробка-автомат была всё ещё технологией будущего, пусть и ближайшего. С коробки передач и начнём считать отличия.

  • У ЗиСа КПП была механическая, зато все передачи были синхронизированы. У «Москвича» синхронизаторов не было. К 1950-м «Москвич» оснастили синхронизаторами на 3 и 4 передачах, но на ЗиСы к тому времени стали ставить автомат.
  • Отопления у «Москвича» не было. ЗиС конструкторы оснастили системой отопления и вентиляции со сложной системой воздуховодов для хорошего микроклимата. Некоторые машины оснастили кондиционером, установленным в багажнике.
  • У «Москвича» стеклоподъёмники ручные, а у ЗиСа гидравлические.
  • У ЗиСа был радиоприёмник и указатели поворотов — опции, которых в «Москвиче» не было вовсе.
  • У ЗиСа электросеть имела напряжение 12В, а на «Москвиче» стояла типичная для того времени 6-вольтовая. 12-вольтовая сеть более стабильна.
  • Дворники у ЗиСа были электрические, а у «Москвича» они механически приводились от вала двигателя. Поэтому скорость их движения напрямую зависела от оборотв двигателя.
  • У ЗиСа была особая трёхцветная подсветка приборов: на скорости ниже 60 км/ч спидометр горел зелёным светом, от 60 до 120 км/ч жёлтым, а свыше 120 км/ч красным. Я не нашёл нигде сведений, была ли у «Москвича» вообще подсветка приборов. Ясно лишь, что до таких скоростей он просто не разгонялся.
  • Кроме того, у ЗиСа были особые периноподобные сиденья. В них насосом под давлением закачивался гагачий пух.

Каково ваше впечатление от узнанного? Вы ожидали большего или меньшего?

©  Популярная Механика