Роботы-ксеноботы выросли из клеток лягушки. Главные новости за 1 апреля
Первые группы микробиороботов понемногу растут и уже различают цвета
Уже довольно ученые согласились, что первыми многоклеточными животными, появившимися на Земле (и нашими предками, правда, очень далекими) являются губки (Porifera). Они очень просто устроены: у них нет никаких органов, они ведут прикрепленный образ жизни, только воду фильтруют, собирая планктон. Но уже в наше время у губок появился конкурент на первородство — это гораздо более сложные организмы — гребневики (Ctenophora). У них есть и нервная система, и мышцы, и органы пищеварения, они умеют плавать, взмахивая ресничками. Но анализ генома показал, что они были раньше. Как же так? Неужели эволюция закладывает такие крутые петли? И губки все потеряли, что унаследовали от гребневиков? В работе генетиков из Дублинского Тринити Колледж, Ирландия приведены доказательства, что все-таки первыми были губки, а читать их геном надо не так, а этак. Но спор не окончен. И как отмечает один из авторов работы Энтони Редмонд: «Эволюция далеко не всегда шла однозначными прямыми путями. Например, летучие мыши и птицы — летают, но делают они это совершенно по-разному».
Если гребневики все-таки были первыми животными, то ксеноботы, которых вырастили (иначе ведь и не скажешь) в университете Тафта — одни из первых микробиороботов. Выращивают эти миллиметровые создания из стволовых эмбриональных клеток лягушки Xenopus laevis (отсюда и название). Клетки делятся и постепенно собираются с сферические структуры. Потом клетки начинают дифференцироваться, и у них появляются реснички, совсем как у гребневиков. Ритмичное движение ресничек позволяет этим сферическим ксеноботам плавать. Они умеют собираться вместе. Умеют эти существа и регенерировать: если оторвать даже значительное количество клеток или сделать надрез — глубиной на полмиллиметра, клетки начинают делиться и постепенно восстанавливают сферическую форму. Не Терминатор, конечно, но ведь металлические роботы вообще регенерировать не умеют. У ксеноботов есть и память. Пока небольшая — 1 бит. В клетки ввели флуоресцентный белок EsoFP. Если облучить ксенобота синим — он покраснеет, и какое-то время будет красным. Жить они могут на внутренних запасах несколько дней, а в питательной среде — несколько месяцев. Как их использовать пока говорить все-таки рано. Хотя их уже попробовали приспособить собирать микроотходы: кусочки ржавчины (оксид железа) они из чашки Петри собрали. Когда-нибудь их назовут одними из первых «живых» роботов, как гребневика или губку.
И еще одна новость из страны Генетики. Элизабет Клэр из Лондонского университета королевы Марии с коллегами задалась совсем простым вопросом: мы может собрать ДНК с любой поверхности, даже из-под земли или из воды. Но ведь в воздухе тоже могут быть ДНК. И попробовала. Для начала ДНК решили собрать в помещении, где жили голые землекопы. Жили давно. Надышали. Генетики взяли насос с фильтром — фильтр не пропускает крупные частицы и пропускает молекулы ДНК. Собрали образцы. Провели секвенирование. Да, все так. Нашли ДНК землекопов прямо в воздухе. Но не только землекопов. Генетики нашли много разных ДНК, в том числе и человека. Получается, если мы долго находимся в помещении и ничего не касаемся (или работаем в перчатках) микроскопические частички кожи, аэрозольные следы слюны — попадают в воздух и с ними наша ДНК. Криминалисты уже заинтересовались.