Как правильно увольнять сотрудников?

Сообщая работнику об увольнении, менеджеры частенько используют щадящий "врачебный" подход - они боятся судебных преследований, если скажут что-то не то, они не очень-то хотят столкнуться с неприкрытым раздражением и даже злобой со стороны своих подчиненных. Но именно из-за их чрезмерной осторожности начальник выглядит абсолютно бессердечным человеком.

Вот несколько советов руководителям о том, как лучше всего высказать свое сожаление об увольнении и сохранить у своих бывших сотрудников чувство собственного достоинства и самоуважения - и, возможно, сгладить будущее раздражение.

1. Говорите то, что нужно

Менеджер сообщать сотрудникам о том, что они уволены, в приватной беседе, объясняя причину, полагает Карен Лукас, консультант по обучению из Чикаго. Руководители, которые до этого редко увольняли персонал, должны прорепетировать беседу или даже принести с собой какие-то заметки, чтобы не сказать что-то не то или не упустить в разговоре важное.

Главное: говорите сотрудникам напрямую, что они больше не работают на компанию, и объясните подробно, что такая необходимость в увольнении возникла из-за финансовых трудностей. И даже если на ваше решение повлияло недостаточно хорошее выполнение сотрудником своих должностных обязанностей, скажите, что это не его вина, а ваша, и что вы всячески пытались избежать увольнений.

Люди чувствуют себя лучше, если "вы даете им понять, что это было непростое решение, но это решение было необходимо принять", - продолжает Лукас.

В то же самое время воздержитесь от обсуждения ситуаций с другими сотрудниками, потому что могут возникнуть вопросы о справедливости происходящего. И не выносите на поверхность проблемы, связанные с работой сотрудника, если прежде вы их не обсуждали. Придерживайтесь следующей точки зрения: объясняйте, что именно финансовые условия заставили вас прибегнуть к увольнениям.

Также необходимо дать сотруднику время для ответа. Кто-то рассердится, кто-то будет плакать, некоторые люди вообще никак не проявят себя. Но все равно дайте им время осознать случившееся и задать вам вопросы, если таковые возникнут.

Имейте в виду, что работники могут не воспринять все, что вы говорите, в такой тяжелый момент. Поэтому Лукас и другие специалисты рекомендуют раздать уволенным сотрудникам письменные материалы, в которых разъясняются условия их увольнения, а также то, на какие пособия и льготы они имеют право.

И запомните еще одно: нужно выразить сожаление о том, что случилось, но не притворяйтесь, что вам понятны их чувства, предостерегает Лейла Буллинг Таун, консультант по обучению из Сан-Франциско. "Дело в том, что вы не знаете, что они чувствуют, потому что вас-то не уволили! - говорит она. - Если вы им это скажете, они почувствуют себя еще хуже".

2. Помогите продвинуться вперед

Вы можете смягчить удар от потери работы, если поможете сотруднику найти другую работу, особенно сейчас, во время финансового кризиса. Предоставьте уволенному работнику список возможных ресурсов или телефоны других компаний, которым требуются сотрудники в вашей области. Также можно дать хорошие рекомендации или даже обратиться к своим знакомым, которым нужны новые кадры.

Очень важно помнить о времени. Некоторые менеджеры предпочитают сообщать об увольнении в пятницу днем, полагая, что у сотрудников будет возможность и время выйти из стресса. Но Лукас рекомендует проводить увольнения во вторник или среду для того, чтобы люди могли сразу же начать искать новую работу. Иначе все выходные они просто будут "переваривать" ужасную новость об увольнении.

3. Не забудьте про переходный период

Из-за боязни возмездия некоторые компании нанимают службу безопасности, которая препровождает только что уволенных сотрудников на выход, разрешая им лишь подойти к своему столу и собрать личные вещи.

Это не только является большим оскорблением для сотрудников, усердно трудившихся на благо компании, но также убивает боевой дух тех работников, которые за всем этим наблюдают. Если на такие действия нет веской причины, дайте работникам некоторое время, возможно, даже несколько недель, чтобы объявить коллегам об уходе и запланировать переход на другую работу.

Пол Силвис, основатель компании Restek Corp., сказал, что за несколько лет уволил порядка 60 человек. Обычно он разрешает уволенному работнику оставаться в компании до двух месяцев, чтобы тот смог найти себе новую работу. Он также заявил, что делает все возможное для обучения таких сотрудников и помогает им найти новое место.

Конечно, необходимо доверять своим сотрудникам настолько, чтобы знать, что они будут действовать соответствующим образом. Иногда работников просят подписать контракт, в котором содержатся основные правила, например, обещание, что они не станут красть коммерческую информацию.

Но Силвис считает, что его сотрудники гораздо меньше ощущают себя выброшенными на улицу. "Первое, что мы пытаемся для них сделать, так это дать им уйти с чувством собственного достоинства", - заключил он.

©  @Astera