Редактирование генов может создать пометы одного пола у мышей со 100% вероятностью

06.12.2021, 14:58
Ученые из Института Фрэнсиса Крика и Кентского университета использовали систему редактирования генов CRISPR для создания пометов мышей, на 100% состоящих из самцов или самок. Этот метод может привести к резкому сокращению выбраковки как в медицинских, так и в сельскохозяйственных условиях.
Виталий Маршак
Редактирование генов может создать пометы одного пола у мышей со 100% вероятностью

Этот прорыв может привести к резкому сокращению выбраковки как в медицинских, так и в сельскохозяйственных условиях

В исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, ученые использовали CRISPR-Cas9, чтобы контролировать, какой пол рождается в одном помете мышей.

CRISPR-Cas9 состоит из двух основных компонентов: фермент Cas9 и направляющая (гидовая) РНК. Ученые разделили эти компоненты между генами мышей-родителей. Мать вносит направляющую РНК, в то время как Cas9 помещается в одну из хромосом отца, в зависимости от того, какой пол желателен для потомства.

После объединения этих двух компонентов в эмбрионе, начинается редактирование гена Top1, который необходим для репликации ДНК. При нарушении этого гена эмбрион не может развиваться дальше 16–32 клеток. Если Cas9 находится на X-хромосоме отца, только самки унаследуют мутацию, в результате чего будет получен помет исключительно самцов. В помете исключительно самок Cas9 располагается на Y-хромосоме.

Редактирование генов не имело вредных побочных эффектов для выжившего потомства. Оно также не сильно сократило количество детенышей: однополый помет составлял от 61 до 72% от размера контрольных пометов.

Этот прорыв может быть использован в медицинских учреждениях, где необходимы животные одного пола. Он также может пригодится на фермах, где животных «неправильного» пола забивают обычно после рождения. Но предстоит еще много работы, чтобы использовать его за пределами лаборатории.