Реальность в чулане: как создаются виртуальные кинолокации
Анимированные задники — довольно старая технология кинематографа, называемая рир-проекцией. Она часто использовалась для съемок сцен в автомобиле: актеры сидели в неподвижной машине, а сзади на полупрозрачный экран проецировалась движущаяся дорога. Так как фон получался переснятым повторно, его качество всегда отличалось в худшую сторону: он был немного мутноватым и не таким контрастным, как основная картинка. С появлением гигантских LED-панелей, которые заменили полупрозрачный экран, качество улучшилось, но снимать можно было только из одной точки.
Павильон the Volume — светодиодный экран высотой 6 м, полукругом на 270˚ и визуальным диаметром 22 м. Стена состоит из 1326 светодиодных экранов с пикселем 2,84 мм. С потолка свисает еще один светодиодный экран, который на этапе постпродакшена заменяется изображением неба.
Осталось сделать последний шаг: динамически менять фотореалистичный фон на гигантском светодиодном экране, синхронизируя его в реальном времени с движением камеры. До недавнего времени для этого элементарно не хватало вычислительных мощностей, поэтому главных героев снимали на фоне зеленых экранов-хромакеев, а потом при монтаже вставляли сгенерированные изображения задников. Что не только не избавляло от проблем, но и создавало их: довольно трудно играть на фоне зеленых экранов.
Еще совсем недавно в фильмах вместе с живыми актерами снимались персонажи, созданные с помощью компьютерной анимации. Сегодня сами актеры шагнули в виртуальные миры. На LED-экранах, использующихся вместо хромакея, компания Welcome Point воссоздает практически настоящую реальность.
Решение пришло из мира компьютерных игр. «Появились мощные фотореалистичные игровые движки, такие как Unity и Unreal Engine, и сверхмощные графические карты Nvidia GeForce RTX 2080 Ti, способные обсчитывать в реальном времени декорации с разрешением 4K, да еще с использованием технологии трассировки лучей, необходимой для реализации отражений и блестящих поверхностей.
Масштабно новая технология засветилась в сериале «Мандалорец». Для его съемки был построен гигантский светодиодный павильон the Volume. «Нашей задачей было создать практически реальную среду, — комментировал технологию оператор Грейг Фрейзер. — Среду, которая позволила бы не только выстроить композицию кадра для последующей работы, но и снять все сцены в реальном времени. Чтобы актеры были соответствующим образом освещены, вписывались в декорации, и все это сразу в момент съемки».
Новая технология переворачивает весь процесс с ног на голову — все цифровые объекты должны быть готовы до съемки, а не на этапе постпродакшена. Зато и конечный результат можно увидеть почти сразу.
В Россию новую технологию первой привезла компания Welcome Point. «Мы раньше занимались ивентами, делали разные световые инсталляции с динамическим светом, какие-то истории с экранами. Во время пандемии все мероприятия прекратились и появилось много свободного времени, — говорит основатель компании Федор Маркушевич. — Наш технический директор Дмитрий Надеин и начал первые эксперименты, связанные со съемкой с эффектом параллакса. Стало получаться. Возникла идея, почему бы не воспользоваться опытом «Мандалорца» и не попробовать построить на этом бизнес, пойти с этой технологией в рекламу и, если повезет, в кино. В Москве не так много локаций, съемки очень привязаны к переменчивым погодным условиям, а главное, сейчас все ограничены в передвижениях».
Welcome Point построили виртуальную студию на LED-экранах с трекингом камеры в реальном времени и параллаксом. Технология совсем новая только в России, а на Западе довольно известна. Она помогает решать проблемы, например, с цифровыми декорациями. Создание такой сцены-задника может стоить от 100 тыс. руб. и до бесконечности. Но существуют уже готовые стоковые решения, которые обходятся гораздо дешевле — около 15 тыс. руб. В принципе, снимать можно в декорациях любых качественных 3D-игр, сделанных на современных игровых движках.
Новая технология позволяет решать сложные задачи доступными средствами. Например, постоянные проблемы при съемке рекламы: зимой нужны пальмы, а летом — сугробы и горы. А теперь можно снимать хоть сцены на Марсе из павильона в Москве. «Мандалорец» показал, насколько это эффективная технология. Сами экраны являются источником света, и оператору очень удобно использовать их в качестве основного рисующего источника. Хорошо видно фотореалистичную среду, в которой передвигаются актеры, и не надо домысливать, как в случае с хромакеем.
Федор Маркушевич и Дмитрий Надеин конструируют на съемочной площадке самые разнообразные реальности.
Так как технология вышла из игровой индустрии, где крутятся гигантские деньги, она развивается гигантскими скачками. «В будущем появится своеобразный недорогой конструктор, где можно собрать любую реальность и воспроизвести в студии, — говорит Федор. — Это позволит воплотить самые смелые фантазии».
В восторге от эксперимента и арт-директор Welcome Point Мария Петухова: «Технология позволяет создавать любую локацию, любые погодные условия и любое время суток. И еще минимизирует постпродакшен: можно в реальном времени оценить креативные решения и вносить изменения прямо на площадке». Впрочем, некоторые творческие группы это может и расстроить: количество выездных съемок на Сейшелы и горнолыжные курорты существенно сократится.