Реактивный автомобиль родом из СССР: он остался в тени спутников и ракет
![Рома Назаров](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/61e/61e789da1304b656afcf8bacd1464394_cropped_50x50.jpg)
![Реактивный автомобиль родом из СССР: он остался в тени спутников и ракет](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/242/242198c6e0b7d979c369d824ef1aa262_ce_870x580x0x0_cropped_666x444.jpg)
В 1947 году британец Джон Кобб поставил мировой рекорд скорости на земле — он достиг 634 км/ч. Долгих 16 лет его никто не мог побить.
Это значило одно: возможности поршневых двигателей исчерпаны и нужно искать другие решения. Очевидным выходом могла стать реактивная тяга.
Мало кто знает, что в СССР были серьёзные планы на этот счёт. В середине 1950-х группа конструкторов Горьковского автозавода создала уникальную машину с турбореактивным двигателем ВК-1А, ставившемся на советские военные самолёты тех времён, включая истребитель МиГ-17.
Ставилась цель: развить 500 км/ч, а в перспективе и 800 км/ч, чтобы поставить мировой рекорд.
Идея носила практический характер: в то время предполагалось, что легковые и грузовые автомобили, созданные по образу рекордного болида, смогут выполнять междугородные перевозки.
Автомобиль, обогнавший время
Конструкторы встретили немало трудностей. Например, в СССР не существовало шин, способных выдержать вращение на такой скорости. Для ГАЗ-ТР они специально разрабатывались отраслевым НИИ.
Испытывали автомобиль на ВПП Горьковского авиазавода, ныне авиазавода «Сокол». Здесь главный конструктор машины работал до того, как перешёл на ГАЗ.
Однако в одном из заездов на его пути оказался посторонний предмет, вызвавший потерю устойчивости. К чести инженеров, безопасность они продумали отменно: водитель-испытатель отделался небольшой травмой ноги. Но автомобиль был практически уничтожен.
К 1957 году интерес к рекордам скорости на земле у руководства ГАЗ ослаб. А в 1958 году серийные ГАЗ-13, ГАЗ-21 и ГАЗ-52 получили Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, удовлетворив международные амбиции.
В 1964 году всемирная гоночная ассоциация FIA, наконец, зарегистрировала первый рекорд скорости, поставленный реактивным автомобилем.