«Инфотелеком»: высокие цены тормозят развитие рынка RBT
Чтобы повысить спрос пользователей на мобильную музыку в целом и на услуги RBT (рингбектонов) в частности, операторам необходимо снижать цены на контент, считают аналитики компании «Инфотелеком». Для этого, очевидно, придется вести борьбу с поставщиками контента и правообладателями за снятие ограничений, связанных с распространением контента и ценами на него. При этом речь не идет об отмене авторских прав.Эффективным рычагом давления на поставщиков контента для оператора может стать наличие альтернативных путей снижения стоимость контента. Например, вариантом удешевления RBT могут стать мелодии, записанные самим пользователем – в данном случае снимается вопрос отчисления денег правообладателям. Если же говорить об альтернативных решениях для мобильной музыки, то тут существуют сервисы потокового вещания. Например, американский сервис-провайдер Melodeo запустил сервис потоковой загрузки треков iTunes на мобильные терминалы, но пока в тестовом режиме. В рамках услуги осуществляется потоковое вещание файлов iTunes из персональных библиотек пользователей на их мобильные телефоны. Компания не будет продавать копии песен для сохранения на сотовых телефонах абонентов – разработанное приложение будет только проигрывать на нем песни из списков iTunes пользователя. Так что стоимость сервиса может быть минимальной.
Как пример успешности такого подхода можно привести историю развития рынка стоковой фотографии. До 2005 г. весь на рынке доминировало несколько крупных агентств, таких как Corbis и Getty Images. В каталогах этих компаний находились миллионы фотографий, сделанные известными фотографами и отобранные специальной комиссией. И за право использовать фотографии в своих публикациях клиенты компаний – журналы, газеты, книги, агентства и пр. – платили от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов, и за эти деньги гарантировано получали продукт отличного качества. Но в 2005 г. начали появляться новые игроки рынка, так называемые микростоки (Fotolia, Shutterstock, iStockphoto и др.). На микростоках размещаются фото, в основном сделанные любителями, жесткого отбора фотографий нет, но при этом и стоимость их соответствующая – в среднем $1-2 за фото. Постепенно микростоки отвоевали значительную долю рынка (30-40%) за счет изданий, которым часто требуются типовые фотографии хорошего качества, но не представляющие художественной ценности. На сегодняшний день доходы отдельных микростоков достигают $10 млн.
Такой же сценарий можно предложить и для индустрии мобильного контента: создать микростоки, на которых музыканты-любители смогут размещать собственноручно подготовленный мобильный контент, благо на данный момент существует множество программных средств, позволяющих создавать его из любого музыкального трека, считают в «Инфотелеком». Такой контент, при условии низких цен, по аналогии с микростоками фотографий, может занять значительную долю всего рынка мобильной музыки – до 30%, при этом из цепочки полностью исключаются посредники – контент-провайдеры.
Основной проблемой при реализации в этом случае становится недостаточная гибкость схемы лицензирования авторского права, но в этой сфере работа активно ведется группой Creative Commons - некоммерческой организацией, выступающей за реформу авторских прав и создавшей семейство лицензий, разрешающих более свободное использование творческих работ. Эти лицензии уже активно применяются в рамках крупнейшей в мире службы по размещению фотографий Flickr.
© CNews