Разорительное нашествие гусениц шелкопряда: как это работает
Последний раз такая вспышка активности вредителей случилась в 1981 году, когда насекомые съели почти всю листву с деревьев на вдвое меньшей территории.
Но как такое милое и безобидное существо как гусеница способно причинять столь колоссальный вред? По данным Министерства сельского хозяйства США, непарный шелкопряд (Lumantria dispar) является одним из самых страшных вредителей в восточной части страны, ежегодно подвергающим дефолиации (уничтожению листвы) более миллиона гектаров леса.
Катастрофа обычно начинается в мае, когда шелкопряд находится в личиночной стадии. Только что вылупившиеся личинки создают нити шелка, чтобы вместе с порывами ветра летать по лесу и постоянно пожирать листву, пока наконец не наступит осень и придет время окукливаться.
Фотографии пораженных вредителями территорий напоминают кадры из фильма ужасов. Тем, кто ни разу не видел этого бедствия, трудно представить, как гусеничный десант обрушивается с неба на людей и их жилища.
Самое интересное, что непарный шелкопряд вовсе не должен обитать в Северной Америке. Согласно исследованиям Университета Кентукки (США), все началось в 1869 году, с эксперимента французского ученого Этьенна Леопольда Трувело. Он ввез насекомых из Китая в Штаты с целью проверить, возможна ли рыночная торговля шелковым червем в стране. Нескольких особей сдуло с подоконника его дома легким порывом ветра, а несколько лет спустя произошла первая крупная вспышка заражения деревьев гусеницами в регионе. С тех пор они происходили каждые десять лет.
Все изменилось в 1989 году, когда природа сама нашла средство против паразитов. Грибок Entomophaga maimaiga, который содержится в лесной подстилке, внедряется в насекомое на стадии гусеницы и уничтожает ее изнутри. Единственное, что нужно ему для размножения — это частые дожди. Таким образом, частые засухи последних лет спровоцировали небывалое увеличение численности гусениц, что в конечном итоге и привело к катастрофе.
Ученые до сих пор не нашли верного пути решения этой проблемы. Как бы то ни было, остается надеяться, что они преуспеют до того, как орда паразитов превратит восточное побережье США в пустыню. Или не превратит.