Разделяй и радуйся: как шеринг-экономика меняет мир
Инвестировать в недвижимость или купить дорогой автомобиль? Дом мне может надоесть, и я захочу переехать, а дорогой автомобиль через год перестанет быть самым новым. Зачем тратиться на них, если можно взять в прокат? Так я гарантирую, что в моем пользовании — все лучшее и идеально подходящее мне в данный момент.
Поделиться
Зачем переезжать из Мурманска в Москву, чтобы работать программистом, когда есть интернет, и множество компаний с удовольствием предложат удаленную работу с вполне московской зарплатой? А дальше — зачем сидеть зимой в Мурманске и работать через интернет, когда можно уехать на Бали и точно так же работать оттуда? А потом в Италию? А потом еще куда? Молодые, активные, путешествующие — им не нужны машина, квартира в ипотеке и собственная стиральная машина. Им удобнее все это арендовать, переезжая из одного прекрасного места в другое, еще более прекрасное.
Экономика совместного потребления
Что такое «шеринг экономика»? Сразу оговоримся, что это не устоявшийся термин, многие используют другие: «трастовая экономика», «peer-to-peer экономика», «совместное потребление»… Мы под «шеринг экономикой» понимаем такую социальную модель, где происходит осознанный отказ от частной собственности в пользу собственности коллективной, причем отказ этот связан не с недостатком денег, а с желанием расширить свои возможности.
Собственно, коллективная собственность, лежащая в основе «шеринг экономики» — явление совершенно не новое. Первобытный человек, перейдя от охоты и собирательства к оседлому образу жизни, имел общие землю и орудия труда. К «шеринг экономике» так или иначе относятся давно известные всем гостиницы, банки, такси, прокаты, колхозы и т.д. Современную «шеринг экономику» отличают две свежие тенденции:
- Если в классической модели коллективной собственности соображения экономии играли главную роль, в новой они понемногу сдают свои позиции комфорту, удобству и богатству выбора. Так, согласно данным московских каршеринговых компаний, большинство их клиентов имеют в собственности автомобиль; программист, уезжающий на зиму на Самуи, не избавляется от недвижимости в родном городе и редко даже пытается ее сдать;
- Рост класса активных молодых людей, для которых громоздкая и малотранспортабельная частная собственность кажется дикостью. Это связано с глобализацией, постепенным стиранием границ в развитых странах, развитием интернета и популярностью удаленной работы. Как следствие, растет спрос на среднесрочный «шеринг» (не гостиница на время командировки, а дом на зиму, но не больше).
Стоит, однако, учитывать, что «новая модель шеринга» пока не вытеснила «старую». Согласно исследованию PwC (откуда мы заимствовали термин «шеринг экономика») американцы, участвующие в совместном владении, признают, что это делает их жизнь эффективнее, а мир в целом экологичнее и добрее. Но пока решающая причина — деньги. 86% респондентов согласились, что шеринг делает их жизнь более доступной, 81% — что вещи дешевле делить, чем владеть ими самому.
Этапы развития
Исследования Школы бизнеса ВШЭ показывают, что экономика шеринга прошла 5 этапов:
- Second hand sharing: офлайн шеринг — обмен одеждой и книгами в библиотеках.
- Torrent sharing: онлайн шеринг фильмов, музыки и любых файлов.
- Uber sharing: объединение онлайн и офлайн: шеринг домов, офисов и транспорта.
- Social sharing. Обмен на технологическом уровне влечет за собой обмен социальными статусами: владение дорогой машиной и домом перестает быть жизненной целью, а комфорт можно взять в аренду нажатием кнопки в мобильном приложении.
- Сonscious sharing. Размытие социальных статусов и ценностных ориентиров влечет за собой трансформацию сознания — мы выбираем модель потребления, где осознанно исключаются посредники, и выбираем модель B2C вместо C2C.
Сейчас общество завершает четвертый этап и подходит к пятому.
Цифры: капитализация рынка
Изначально шеринг-экономика предполагала обмен между людьми, но бизнес быстро научился использовать растущую популярность тренда. Компании стали предоставлять площадки для совместного пользования товарами. Знаковые компании новой экономики — Uber и Airbnb. Они пришли на рынок, перевернули его и заработали на этом.
На сегодняшний день рыночная капитализация Uber 68 млрд. $, капитализация Airbnb 31 млрд. $. Среди крупных игроков также можно назвать Lyft — шеринг поездок в Америке, Ola — совместные поездки в Индии, аналогичный транспортный сервис Grab в юго-восточной Азии и китайский Didi Chuxing.
Топ 5 компаний шеринг-экономики по объему привлеченных инвестиций
Источник: https://index.co/market/sharing-economy/companies
Согласно тому же исследованию PwC шеринг-экономика растет экспоненциально. В 2014 году ее объем оценивался в 14 млрд. долларов, к 2025 году предполагается рост до 335 млрд. долларов.
Чем можно делиться?
Главный двигатель шеринг-экономики — медиасервисы, благо, они обладают богатой историей, начиная с библиотек и заканчивая прокатом DVD. Транспорт и аренда жилья — показывают бурный рост. И это понятно: дом и автомобиль — одни из самых дорогих покупок в жизни, их проще взять в аренду, чем купить. Но уже есть множество других вещей, владение которыми можно разделить.
Посмотрим, что мы уже можем пошерить в России и в мире в 2018 году.
© vc.ru